Евгений Хавтан: «Вряд ли шоу «Голос» подарит нам нового Фредди Меркьюри»

Денис БОЧАРОВ

15.11.2018

Главным «стилягам из Москвы» — 35 лет. Это знаменательное событие музыканты группы «Браво» отметят 16 ноября большим концертом в столичном зале ГЛАВCLUB. «Культура» побеседовала с бессменным лидером коллектива Евгением Хавтаном.  

культура: Итак, перефразируя «Аквариум», тридцать пять лет — немалый срок, и тридцать пять лет я слушаю рок?
Хавтан: Для меня это не столько срок, сколько некая большая история, которая началась в середине восьмидесятых и, слава Богу, не прекращается по сей день. Давления времени не чувствую, потому что никогда никуда не уходил — просто спокойно занимался музыкой. Группа, некогда основанная мной, все время была на виду. Да, когда-то мы записывали пластинки чаще, когда-то реже, но, согласитесь, из поля зрения не исчезали. Скажу больше: группа «Браво» на сегодняшний день находится в своей наилучшей форме — с музыкальной, творческой и технической точек зрения.

культура: И чего же слушателям ждать от команды, находящейся «в наилучшей форме»?
Хавтан: Юбилейные темы — не совсем мое. Поэтому просто проведем два больших концерта в Москве и один в Питере — двух главных столицах отечественного рок-н-ролла. Кроме лучших песен группы «Браво», я, к сожалению, а может быть, наоборот, к счастью, — ничего предложить не смогу: так что прозвучат песни коллектива разных периодов. Но, мне кажется, именно этого публика от нас и ждет.

Хотя есть еще один немаловажный момент: в день первого концерта выйдет наша новая пластинка «Unreleased». На ней будут собраны произведения группы «Браво», которые я перезаписал, чтобы придать им некое свежее звучание, а также три ранее не слышанные кавер-версии на песни «Машины времени», «Зоопарка» и одного из моих любимейших ВИА «Ариэль». Альбом выйдет на архивном, с позиций сегодняшнего дня, носителе, CD, а также на сервере iTunes.

культура: Вот Вы говорите, компакт-диск — вчерашний день. С одной стороны, грех не согласиться, а с другой — как же еще сегодня среднестатистическому потребителю поп-культуры музыку слушать?
Хавтан: Здесь каждый решает сам за себя. Существует определенный компромисс между качеством и удобством. Иными словами, первое — это винил, второе — mp3. Правда, и здесь можно найти компромисс, если вы действительно любите музыку: не имеете возможности регулярно приобретать грампластинки, то потратьтесь на хорошие наушники. Да, цифровой звук, в отличие от аналогового, все равно остается искалеченным, покореженным, но нормальные гаджеты хоть немного нивелируют разницу.

Другое дело, что многое зависит от возрастных категорий. Людям старшего поколения, конечно, важно, чтобы любимые композиции звучали максимально качественно, а тем, кому сейчас, условно говоря, 15–20 лет, по-моему, вообще по барабану, в каком виде они получают аудиопродукцию. Просто потому, что представители юного поколения, в силу многих обстоятельств, никогда не знали, что такое хороший звук. И, видимо, никогда уже не узнают.

К тому же приходится признать: у 90 процентов населения нашей страны отсутствует культура восприятия саунда как такового. Музыка выполняет функцию некоего условного перекуса — подавляющее большинство слушает ее для того, чтобы скоротать время. Поэтому, например, у таксистов, а также у тех, кто пользуется их услугами, нет никаких претензий к тому, что и как звучит. Что-то фоном играет — ну и ладно.

культура: Вопрос как к известному любителю и коллекционеру гитар. Брюс Спрингстин однажды сказал, что ему куда проще играть сутки на электрухе, нежели полчаса на акустике. Разделяете эту точку зрения?
Хавтан: А вот мне как раз больше нравится акустическая гитара. Именно на ней я учился играть, и уже много позже перешел на электрическую. Живой звук ничто, никто и никогда заменить не в состоянии.

Электрическая и акустическая — это два принципиально разных инструмента. У классической гитары изначально гораздо больше возможностей по одной простой причине: электрическая была изобретена только для того, чтобы усиливать звук. А вот взял ты в руки «акустику», то все огрехи сразу заметны.

Даже бессменный гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс всем советует начинать с не подключенной к усилителю гитары, чтобы не портить собственную музыкальную карму, скажем так. И это справедливо. Что мы видим сегодня: человек берет в руки электрический инструмент, осваивает базовые три аккорда и уже мнит себя великим гитаристом. Ну это же, право, смешно.

культура: Условное шоу «Гитара» могло бы составить конкуренцию реальному и весьма успешному, как показывают рейтинги, «Голосу»?
Хавтан: Об этом неплохо спросить американцев, которые эту программу придумали. Видимо, они знали, чем оперировать и на какие эмоциональные кнопки давить. Штаты — изобретатели шоу-бизнеса, и если бы они почувствовали, что где-то есть, чем поживиться, они бы эту возможность точно бы не упустили. Значит, в инструментальных шоу рейтингового потенциала они не видят.

Конкурс гитаристов возможен на маленьких телеканалах, либо на YouTube, поскольку для главных телевизионных кнопок важен прежде всего рейтинг.

Во все времена ценилась прежде всего оригинальность музыки и ее исполнителя. В «Голосе» поют в основном каверы. Они могут звучать очень достойно, даже лучше, чем первоначальный вариант, но никогда не заменят оригинал. Качественные пародии — не чета оригинальности. Поэтому нового условного Боба Дилана или Фредди Меркьюри такие программы нам подарить, разумеется, не могут, а вот пару часов расслабухи перед телевизором — пожалуйста. Все подобные шоу придуманы не для того, чтобы кого-то реально открывать и продвигать, а для того, чтобы под конец рабочей недели народ немного развлекся и расслабился.   

культура: После ухода Чака Берри и Фэтса Домино из старых добрых рок-н-ролльщиков в живых на сегодняшний день остались только Джерри Ли Льюис и Литтл Ричард. Они — последние хранители традиций? Или мы можем верить в то, что у рок-н-ролла есть второй шанс?
Хавтан: Пожалуй, что нет. Да и зачем? Упомянутые люди были воспитаны в своей культуре. Зачем натужно ее возрождать? Если и есть необходимость создавать что-то принципиально новое в поп-культуре, то оглядываться назад не стоит.

Всему свое время. Была классическая музыка, потом джаз, затем рок-н-ролл. Все хитроумные изобретения сделаны. Конечно, нам постоянно будут рассказывать, что появились новые «Битлз», «Стоунз», U2, но это не более чем рекламный трюк для привлечения свежей аудитории. Когда последняя дорожка с грампластинки отыграла, что вы делаете? Правильно: снимаете диск с проигрывателя.

культура: Но Вы сами продолжаете творчески подпитываться той самой энергетикой?
Хавтан: В той музыке было много настоящего, достойного — того, чего мне порой недостает в других формах музыкальной выразительности. Каждый человек выбирает собственный путь: я никогда, например, не хотел становиться попсовиком, мои устремления были направлены в сторону рок-н-ролла. Он мне очень близок ментально и эмоционально. Оказалось так, что саундтрек моей юности превратился в любовь всей жизни, чему я очень рад.


Фото на анонсе: Владимир Астапкович/РИА Новости