Егор против всех

Денис БОЧАРОВ

26.07.2018

Издательство «Выргород» представляет книгу «Егор Летов. Офлайн», «олитературенный» сборник размышлений, возможно, самого главного отечественного рок-нонконформиста.    

Почему «офлайн» с одним «ф»? Да, на обложке вторая согласная игриво присутствует, но, скорее, ради шутки. Все дело в том, что Игорь Федорович Летов (Егором он решил назваться обществу назло) всегда все делал вопреки. Именно поэтому на конверте каждого альбома «Гражданской обороны» вы, при упоминании участников записи фонограммы, неизменно прочтете: «басс». Не бас. Летов объяснял это просто: «По-английски так пишется, а я имею дело с пластинками всю жизнь и по-другому как-то не мыслю. Бас с одной «с» — это Шаляпин». Прекрасное обобщение. И в этом весь Летов.

Если судить непредвзято: отечественный рок — музыка во многом наносная, пришедшая извне, не наша. Ну и ладно: в конце концов, у вас есть «битлы» и «роллинги», а у нас — Глинка и Чайковский. Будем честны хотя бы сами перед собой: подавляющее большинство отечественных рок-групп и сольных исполнителей не могут похвастаться эксклюзивным звучанием. Ну в самом деле: можете ли вы навскидку, пока не начнется вокальная партия, отличить «Машину времени» от «Воскресения»? О том же самом повествуется и в недавнем фильме «Лето», снятом не столько о Викторе Цое, сколько о Майке Науменко, лидере группы «Зоопарк», который проблему понимал и признавал. Однако есть все-таки считанное число российских команд, которые ни с кем не спутаешь. И «Гражданская оборона» — одна из них. Их истошный, назойливый, нарочито мерзкий, но при этом почему-то отчаянно привлекательный звук выгодно отличается от большинства записей современников. «Обороне» хочется верить... 

Основатель группы Егор Летов — уникальная в отечественной контркультуре личность. Именно «контр»: «Я всегда буду против» — вот его девиз, высказанный в одной из программных, одноименных песен.

Возможно, Егор никому не сделал особого добра: нежных слов от него было не дождаться, он бранился страшными (порой ужасными) словами, детей не оставил, в конце концов. Но Летов — это все-таки маленькая жизнь. Вещь в себе. Он не любил общаться с теми, кто ему не близок, не приветствовал панибратства, сотой дорогой обегал журналистов, поэтому же интервью, взятых у угрюмого сибиряка, сохранилось совсем немного.

По этой причине книга представляет особый интерес. «Егор Летов. Офлайн» — не коллекция интервью, скорее, сборник мыслей человека, который, будь его воля, и вовсе бы ими не делился. Он, разумеется, был не из тех, кто, вальяжно восседая в кресле, промолвит: «Все, о чем я хотел сказать, содержится в моих песнях». Но не был и тем, кто уйдет от прямого ответа на конкретно поставленный вопрос. Любой, кому интересна эта незаурядная личность, ознакомившись с книгой, легко в этом убедится. Правда, вопросы останутся. А разве может быть иначе, когда читаешь: «Мне не нравится все, что связано с определениями... Я не против подобного восприятия мира как такового, он мне просто никак не интересен ни в единой его ипостаси. Мне от этого всего не весело, не грустно, не смешно и не страшно. В моей жизни нет таких определяющих понятий, как постмодернизм, романтизм, реализм, классицизм и т.п.».

Лукавил. Уж кому, как не ему, было бы знать о таких вещах, как глобальность, нормальность, брутальность, иллюзорность, оптимизм, гегемон и так далее... Летов вообще любил жонглировать терминами, понятиями и определениями. В этом была и игра, и ирония, и попытка найти свое место в мире, где, казалось бы, все ниши уже заняты. Книга «Егор Летов. Офлайн» — о том, как именно это музыканту удалось. 


Фото на анонсе: Руслан Шамуков/ТАСС