Между шоколадом и рингтоном

Екатерина БЕЛЯЕВА

27.01.2012

27 января 1756 года в Зальцбурге родился Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыкальный мир не пропускает этот день рождения. Баснословную биографию Моцарта исправно публикуют в газетах. И жизнь музыканта в цифрах, нельзя не согласиться, поражает снова и снова.

В три года Вольфганг, не зная нот, мог наиграть на клавикордах любую мелодию, которую слышал. Эта способность развилась до того, что Моцарт записывал без ошибок со слуха понравившееся ему чужое произведение любой сложности.

В пять лет Вольфганг начал сочинять музыку. В восемь выступал как пианист-виртуоз в Лондоне и Париже. Тогда же были изданы его первые опусы. За 36 лет своей жизни он успел создать 628 произведений во всех существовавших в его эпоху жанрах и формах.

А дальше — загадочная смерть. Обстоятельства, при которых умер и был похоронен Моцарт, виделись потомкам странными, даже дикими. Но на защиту той «дикости» в XX веке встали культурологи. Скромные похоронные принадлежности и отсутствие траурной процессии оказались нормой того времени для людей незнатного рода; прощание близких заканчивалось в церкви, и дальнейшая судьба тела никого не интересовала.

Моцарт до конца жизни имел должность в венском соборе Святого Стефана — там его, по месту службы, так сказать, и отпели. Кладбище Святого Марка находилось почти за городом, и нанять трезвых извозчиков была целая проблема. Вдова Моцарта промаялась с гробом до сумерек. И речи не могло быть о том, чтобы кто-то из родных поехал за телом в ночи. Что касается денег, то у Констанцы они были — император Леопольд назначил ей небольшую пенсию. Но потратить их на богатое надгробие она по своему социальному статусу не имела права. Изменились времена, изменились правила погребений, и через 18 лет фрау Моцарт пришла на кладбище просить раскопать общую могилу, чтобы перезахоронить тело мужа. Но ей не повезло — сторожа не смогли вспомнить, в каком месте был раскоп в декабре 1791 года.

Музыкальная столица мира не захотела носить траур по своему великому сыну. В веселенькое красное в честь Моцарта Вена вырядилась после. Или наоборот — решив приватизировать Моцарта, Австрия навязала ему свой национальный цвет.

Эти темы, плюс сугубо литературный миф об отравлении гения ядом и нападки на Сальери (его, кстати, недавно оправдал ломбардский суд — улик в причастности к убийству так и не нашли) всегда в фокусе, когда речь заходит о Моцарте. Однако в Австрии существует и другой, более изысканный способ осмыслить вклад Моцарта в культуру. И лучше всех это делает Зальцбург. Город в буквальном смысле поставил Моцарта себе на службу.

Считается, что Моцарт не любил Зальцбург за его провинциальность. В Зальцбурге того времени — резиденции архиепископа — музыкальная жизнь вертелась вокруг собора и дворца. Моцарт выступал и там, и там — пока он жил в Зальцбурге, его искусство высоко ценилось.

Потом, как водится, потомки забыли и о Моцарте, и о Зальцбурге лет на сто. Идея придумать новый Зальцбург в качестве немецкоязычной театральной столицы родилась в 1917 году. Моцарт стал для них своего рода Магометом новой Мекки: так было положено начало правильному культу. В Зальцбурге открылся «Моцартеум» — уникальное заведение, где готовят театральных и музыкальных специалистов всех мастей; возникли фестивали — сначала театральный, а затем целых пять музыкальных. Все, что было хорошего в моцартовском мифе, заработало здесь — в соляной столице Австрии.

Новые моцарты, вундеркинды от музыки, получили в Зальцбурге трибуну. Гигантские фестшпильхаусы послужили отражением страсти Вольфганга к театру, к процессу создания спектакля, к тексту либретто, а не только к примадоннам. Подоспели и кондитеры. Но конфетный Моцарт все же не затмил в Зальцбурге настоящего — как это произошло в Вене, где дух композитора царит разве что на кладбище Святого Марка.

В этом году Зальцбург, отмечая неюбилейную дату любимого вундеркинда, превзошел себя. 27 января Саша Вальц, глава европейских концептуальных хореографов, представит на традиционном зимнем фестивале «Неделя Моцарта» свой первый хореографический концерт — абсолютно новую форму как для танца, так и для музыки.