Хелависа: «Действую по правилам барона Мюнхгаузена»

Денис БОЧАРОВ

17.01.2018

С 18 по 20 января в Московском международном Доме музыки состоятся концерты, пожалуй, самой популярной отечественной фолк-рок-группы «Мельница». Собеседник «Культуры» — бессменный лидер коллектива Наталья О’Шей, более известная как Хелависа.

культура: Выступления пройдут в трех разных залах ММДМ. Логично предположить, что и программы мероприятий будут отличаться друг от друга?
Хелависа: Конечно. В Театральном зале представим классический «мельничный» сет в полном электрическом звучании. Также исполним рождественскую программу, которую в настоящее время обкатываем по городам и весям. В Камерном зале выступим дуэтом с Сергеем Вишняковым: гитара, арфа, два голоса. А в Светлановском сыграем вещи «Мельницы» в акустическом варианте.

культура: Ваш отец — профессор шотландского университета. Увлечение кельтской темой было предопределено?
Хелависа: Не сказала бы. Отец — русский ученый, сотрудник института органической химии. А мой интерес к Шотландии и кельтской культуре в целом проявился еще до того, как папу определили работать в университет города Данди.

На тот момент, когда я поступала на филфак МГУ, кельтологов-лингвистов и литературоведов в стране было чрезвычайно мало. Что объяснимо: кельтские языки довольно сложные, поэтому ими мало кто занимался. И когда появилась возможность сосредоточиться на том, чему у нас прежде внимания практически не уделялось, я с удовольствием за нее ухватилась.

культура: Кстати, об МГУ. Знаю, Вы на протяжении десяти лет преподавали на кафедре кельтской и германской филологии, причем будучи уже довольно известным музыкантом. Это обстоятельство не мешало в общении со студентами?
Хелависа: Порой бывало. Сложности, как правило, заключались в том, что некоторые студенты приходили не лекцию послушать, а просто на меня поглазеть. Но такие долго не задерживались — у меня не забалуешь.

культура: Сфера Ваших интересов весьма широка: помимо музыкальной деятельности, в рамках которой успели освоить несколько экзотических инструментов, серьезно занимаетесь лингвистикой, а также публикуете литературные труды. Какими качествами нужно обладать, чтобы все успевать?
Хелависа: Помните, как говорил Филипп Филиппович Преображенский: «Успевает всюду тот, кто никуда не торопится». Полностью согласна. Да и ведь я не одновременно всем этим занимаюсь. Конечно, без определенного распорядка дня не обойтись. Действую по правилам барона Мюнхгаузена: на девять утра запланирован подвиг (улыбается).

культура: Кроме «Мельницы», у Вас есть еще несколько сайд-проектов. Бывает так, что на концертах Вашей главной группы обкатываете материал, прямого отношения к ней не имеющий, или стараетесь, чтобы программы не пересекались?
Хелависа: По большому счету на сегодняшний день у меня два основных проекта — «Мельница» и «Хелависа». Единственная композиция, которая регулярно звучит на концертах обоих коллективов, это «Королевна», она одна из моих любимых.

Кстати, в настоящее время планируем к выпуску новый полноформатный студийный релиз «Хелависы». Недавно вышел сингл «Поверь», сейчас готовится клип на этот трек, а весной, надеюсь, выйдет и альбом.   

культура: Если мы попробуем проникнуть на творческую кухню Натальи О’Шей, обнаружим ли мы там нечто любопытное? Все ли песни Вы сочиняете сами, от начала и до конца, или музыканты, с которыми работаете, тоже вовлечены в креативный процесс?
Хелависа: У меня есть соавторы. Три основных по части текстов и один — в том, что касается музыки. Им вовсе не обязательно быть работающими поэтами и музыкантами, но вовлеченными в мою творческую орбиту — необходимо.

А песни пишутся по-разному. Бывает, композиция рождается из гитарного риффа, а бывает, наоборот, возникает из какой-то строчки.

культура: Точку зрения Фредди Меркьюри, который утверждал, что хорошая песня должна сочиняться быстро, разделяете?
Хелависа: Композиция может писаться мгновенно, но ей зачастую предшествует долговременное собирание каких-то мелких наработок, которые до поры до времени лежат в столе. И вот наступает время «че», когда все это начинает обрастать «мясом» и быстро-быстро компоноваться в песню.

культура: За два десятилетия существования «Мельницы» через ее, простите за каламбур, жернова прошло огромное количество музыкантов, и на сегодняшний день Хелависа — единственный постоянный участник ансамбля. Означает ли это, что Вы — авторитарный и жесткий руководитель? Легко ли с Вами работать? И насколько вообще дружба необходима в творческом коллективе? Или профессионализм превыше всего и излишняя привязанность только мешает общему делу?
Хелависа: Если, как говорится, страдать профессионализмом, подобно Ричи Блэкмору, то личная привязанность, само собой, отходит на второй план. Но для полноценной концертной деятельности отсутствие конфликтной атмосферы в группе является необходимым условием. Люди должны быть, что называется, притерты друг к другу, не держать взаимных обид.

А насчет того, какой я начальник, — знаете, очень не люблю увольнять людей. Долго запрягаю, но уж если решила, то быстро еду. Я всегда готова к диалогу, внимательно выслушиваю мнение каждого участника коллектива, но последнее слово, как правило, все равно остается за мной.

культура: Если бы у группы «Мельница» вдруг возникло желание записать англоязычный альбом, велики ли были бы шансы на то, что он по-настоящему «выстрелит» на Западе? Или применительно к российским поп- и рок-музыкантам подобная надежда кажется утопичной?
Хелависа: В отношении других судить не берусь, а что касается нас... Что ж, запишем — увидим. У меня есть определенное количество материала на стихи английских поэтов, который я планирую записать для следующего альбома «Хелависы».

Думаю, не последнюю роль в том, что российские исполнители не пользуются особой популярностью «там», играет наша излишняя сосредоточенность на текстах, порой в ущерб музыке. Ведь на «Парк Горького» и «t.A.T.u.» в свое время обратили внимание не только из-за повышенного интереса ко всему советскому в первом случае и провокационного имиджа — во втором. Просто оба этих проекта предлагали действительно грамотный, качественный с музыкальной точки зрения продукт.

культура: «Мельницу» сложно назвать остросоциальным коллективом. Это осознанная позиция или так само собой получилось?
Хелависа: В том, что касается творчества, нам действительно не особо интересно громогласно реагировать на происходящие события. Другое дело, что в рамках своей личной активности и ответственности равнодушной не остаюсь: могу подписать петицию или перечислить деньги в благотворительный фонд, что, впрочем, регулярно и делаю. А смешивать музыку и политику — не по мне.

Возможно, это не в последнюю очередь связано с тем, что субъект моего творчества — не общество, а человек, его переживания и чувства.

культура: Можно ли вывести рецепт счастья и есть ли оно вообще? Или это не более чем красивое романтическое понятие?
Хелависа: Думаю, что счастье, конечно же, есть. Но для каждого человека рецепт его обретения абсолютно индивидуален, уникален. Немногие бы выжили с тем счастьем, которое было и есть у меня. Как говорится, живой бы помер (смеется).


Фото на анонсе: Евгений Стукалин/ТАСС