«Ария» московского гостя

Денис БОЧАРОВ

27.12.2017

30 декабря в столичном «Главклубе» состоится концерт главной отечественной хэви-метал-формации — группы «Ария». Собеседник «Культуры» — единственный бессменный участник коллектива, человек, который и придумал команде имя, гитарист Владимир ХОЛСТИНИН.

культура: Предстоящее выступление заявлено как «невероятный новогодний концерт». В чем будет заключаться эта «невероятность»?
Холстинин: Постараемся показать себя с неожиданной стороны. Надеемся создать атмосферу некоего капустника, что подразумевает определенную спонтанность. Прозвучат как серьезные песни, так и шуточные номера. Например, ни с того ни с сего вдруг запоет человек, который до этого к микрофону вообще никогда ранее не подходил. И все в таком духе. Однако любая импровизация предполагает большую ответственность, поэтому относимся к предстоящему мероприятию очень внимательно, готовиться к нему начали еще несколько месяцев назад.

культура: Знаю, работа над новым альбомом идет полным ходом. Будет ли его программа каким-то образом представлена на концерте? Вообще, в традициях ли «Арии» анонсировать свежий материал вживую, как это делали «Machine Head» и «The Dark Side Of The Moon» группы Deep Purple и Pink Floyd?
Холстинин: В те времена, когда правили бал упомянутые вами группы, люди приходили на концерты для того, чтобы послушать музыку. Поэтому негласно было принято: составлять сет-листы, включающие как известные по записям вещи, так и свежие произведения. А сейчас народ, посещающий рок-ивенты, преследует иную цель: грубо говоря, «поколбаситься». И если ты вдруг сыграл не ту ноту (не говоря уже о целой композиции), которая знакома слушателю по пластинке, пипл начинает откровенно скучать.

Лет пятнадцать назад рискнули представить на суд аудитории свежий номер под названием «Патриот». А потом в Сети прочитали примерно следующее: «на последнем концерте группы «Ария» прозвучала песня «Патриарх». После чего решили в подобные авантюры не ввязываться. Пускай лучше публика оценит свежий материал, когда он будет качественно записан. Работа над диском в самом разгаре. Половина материала уже вчерне сделана. Думаю, к лету следующего года альбом будет готов. Возлагаем на него большие надежды, поскольку потратили много сил, времени и энергии. Да и положение обязывает: планку необходимо удерживать — следующий альбом должен быть как минимум не хуже предыдущего.

культура: Знаменитому «Герою асфальта» в этом году исполнилось тридцать лет. Пластинка, как Вам, конечно же, известно, стала чемпионом рейтинга фирмы «Мелодия», опередив ближайших преследователей с большим отрывом. Вы действительно склонны считать этот альбом краеугольной записью «Арии»?
Холстинин: Хочешь, не хочешь, а приходится. Пластинка вышла тиражом около миллиона экземпляров, однако в магазинах ее все равно было не найти — диск практически целиком раскупили еще по предзаказам. Пару раз я его видел на прилавках, но за ним выстраивалась огромная очередь, и за час-полтора все раскупалось подчистую: так что всем заинтересованным приходилось обращаться к спекулянтам. Допечатывать тираж тогда не стали, так как в стране существовали определенные, довольно, впрочем, странные правила: никому не было интересно, актуальна пластинка или нет — наштамповали миллион, и хорош.

Конечно же, нам было приятно обнаружить, что интерес к пластинке не угас. Получилось, что, сами того не осознавая, мы записали альбом, который до сих пор многое для людей значит.

культура: Хард-энд-хэви, жанр, в котором работает «Ария», подразумевает некую общность музыкальных пристрастий среди участников коллектива. Так ли на самом деле обстоят дела в группе?
Холстинин: И да, и нет. С одной стороны, конечно же, есть некий единый смыслообразующий вектор — в противном случае получилось бы как в басне Крылова «Лебедь, рак и щука». Но, с другой, — креативные споры, неизбежные в любом творческом альянсе, идут на пользу общему делу. В результате у нас получается, как мне кажется, более интересная, разнообразная музыка. А спокойно и бесконфликтно все может быть только в болоте — когда всем на все наплевать. К счастью, «Ария» — не тот случай.

культура: Вы единственный бессменный участник группы «Ария». Каково это — быть хранителем традиций? Является ли Ваше слово определяющим в принятии тех или иных решений, пользуетесь ли правом патриарха?
Холстинин: Нет, у нас в группе демократия — все вопросы решаются большинством голосов. Другое дело, что мне, в каком-то смысле, повезло больше остальных: играю в группе, которую придумал и в которой всегда хотел играть. Никогда не было желания покинуть коллектив или заняться сольным творчеством — просто потому, что могу полностью реализовать свои идеи здесь. Я в этом плане абсолютно счастливый человек.

культура: Тяжелый рок — направление весьма узкое. Наверное, избегать самоповторов порой непросто...
Холстинин: Я иногда действительно сталкиваюсь с этой проблемой. Стандартная, комичная ситуация: подходят поклонники, журналисты или просто друзья и, с плохо скрываемой тревогой во взгляде, задают вопрос: «Слышал, новый альбом пишете. Ну и как, стиль менять не собираетесь?» И когда получают отрицательный ответ, облегченно вздыхают: мол, слава Богу! Но тут же сами себе противоречат: «А что-то новенькое будет?»... Ну как на подобные реплики реагировать? Это как спросить, например, шахтера: «В шахту спускаетесь? Уголь будете добывать? А нового ничего не предвидится?» (Смеется.)

Конечно, важно сохранить здравый баланс: не ударяясь в эклектику (поскольку это неразумно, да и душа не лежит, если честно), придерживаться некогда обретенной музыкальной эстетики, но подавать материал с новыми нюансами, обогащать звуковую палитру свежими вкраплениями. Например, на альбоме «Феникс» есть песня «Черная легенда», где четко прослеживаются испанские интонации — такого в истории «Арии» никогда прежде не было. Словом, главное заключается в следующем: не повторяясь, по мере возможностей, сохранять лицо и стиль.

культура: У Вас есть персональный сайт, адресованный преимущественно гитаристам. Каков он, современный парень с гитарой?
Холстинин: Когда порой слышишь от музыкантов, что они в свое время взяли гитару в руки для того, чтобы понравиться девочкам, — это чистой воды лукавство. Хотя бы потому, что в то время, когда начинали мы, хорошую гитару достать было практически невозможно. Самая паршивая, пусть даже чешская или немецкая, стоила порядка двухсот рублей. Для молодого советского инженера с ежемесячным окладом 115 рэ — сумма неподъемная, сами понимаете. Мой папа подарил мне гитару на 16-летие: за инструмент стоимостью двести двадцать целковых пришлось еще дать на лапу продавцу червонец. За этот бесценный презент, равняющийся двум зарплатам, я отцу бесконечно благодарен. Если бы не он, не уверен, стал бы я вообще гитаристом.

Это сейчас можно пойти в магазин и тысяч за двенадцать приобрести довольно сносный инструмент. Но в этом-то и заключается основной подвох. Ввиду доступности гитары, а также сопутствующих ей всевозможных методик и самоучителей, сам подход к музицированию несколько девальвировался. Что меня весьма удручает. Бывает, порой мне пишут примерно следующее: «Мы создали группу, купили инструменты, дело за малым — понять, как пробиться». Никто не спрашивает: как научиться играть не хуже Ричи Блэкмора или Джимми Пейджа? Схема у иных молодых людей до смешного проста: вчера приобрели гитары, сегодня порепетировали, а завтра хотим стать знаменитыми. Тратить долгие десятилетия на достижение успеха никто не хочет. Всем подавай все и сразу.

культура: Свойственно ли Вам ностальгировать? Или предпочитаете двигаться вперед, не оглядываясь?
Холстинин: Стараюсь не зацикливаться на прошлом, но и не особо много думать о будущем. Жить сегодняшним днем — вот, на мой взгляд, наиболее правильная позиция, равно как и залог успеха. Взгляд назад стоит бросать только из сугубо романтических соображений, поскольку изменить-то ничего уже нельзя. Сожаление о чем бы то ни было — бессмысленная трата времени и эмоций. Надо стараться проживать каждый день так, как будто он твой последний на этой земле.

культура: Напоследок, давайте вернемся к тому, с чего начали, а именно к праздничной теме. Нет ли у «Арии» мысли написать отечественный новогодне-рождественский рок-гимн, по подобию знаменитого «Merry Xmas Everybody» группы Slade?
Холстинин: Прекрасная мысль! Удивительно, что нам до сих пор это не приходило в голову. Придумать сценарий рождественского концерта — дело, в общем, нехитрое, а вот написать соответствующее произведение, да еще и такое, чтобы его запели люди, — задача посерьезнее. Но с учетом того, что мы решили возобновить традицию проведения новогодних концертов, надо вплотную заняться этим вопросом. Вдруг к следующему году что-то и получится (улыбается).


Фото на анонсе: Роман Сапоньков/РИА Новости