Валерий Кипелов: «Люблю свою страну и со звездами, и с крестами»

Денис БОЧАРОВ

25.10.2017

Возглавляемый одним из лучших отечественных рок-вокалистов проект «Кипелов» в этом году отметил 15-летие. Совсем недавно свет увидел новый альбом группы, получивший название «Звезды и кресты». Московская презентация релиза состоится 27 октября в клубе Stadium. Накануне концерта Валерий Кипелов ответил на вопросы «Культуры».

культура: Над этой пластинкой Вы трудились более трех лет. Почему в последние годы работа над альбомами занимает так много времени?
Кипелов: Действительно, нас порой обвиняют в том, что новыми студийными продуктами радуем нечасто: в течение полутора десятилетий проект «Кипелов», за исключением нескольких синглов, концертников и сборников, выпустил всего лишь три полноценных лонгплея.

Но наша группа здесь едва ли является исключением. Я ведь слежу за коллективами, играющими примерно в том же стиле, что и мы, — и у них схожая картина. Чем это объяснить... Видимо, хочется избежать повторов и создавать что-то принципиально новое. Напитать свежей кровью хэви-метал, то есть жанр, чьи рамки стилистически весьма узки. Задача не из легких. Очевидно, на поиски ярких красок и нестандартных решений много времени и уходит.

Есть еще один немаловажный аспект — лирическая составляющая композиций. С музыкой, как правило, проще: ее мы пишем сами, примерно представляя, какого результата хотим достичь. А вот найти нужные, интересные и злободневные тексты — значительно труднее. С одной стороны, есть желание оставаться современными, реагировать на события в мире, которые меняются с калейдоскопической быстротой. А с другой — не хотелось бы скатываться в область агитплакатов и оголтелого ура-патриотизма. Важно ведь петь не только о том, что волнует тебя лично, но и о том, что интересно слушателю. Не всегда получается нащупать эту тонкую грань, но мы стараемся.

культура: Возможно, создание песен занимает так много времени еще и потому, что Валерий Кипелов — суровый цензор? Часто заставляете поэтов переписывать первоначальный стихотворный вариант?
Кипелов: Если вы об этом спросите нашего основного многолетнего соавтора, Маргариту Пушкину, она, скорее всего, назовет меня беспощадным инквизитором. Порой на одну и ту же музыкальную тему пишется по 20–25 вариантов. Вероятно, дело в том, что творческий процесс у нас как бы вывернут наизнанку: сначала создается музыка, а потом к ней придумываются тексты. Подобная схема создает авторам лирики дополнительные проблемы. Одно дело — написать стихи, что называется, из воздуха, и совсем другое — нанизать их на уже готовый определенный ритм и постараться сделать так, чтобы слова соответствовали настроению, заложенному в мелодии и гармонии.

культура: Является ли в наше виртуальное время выход альбома событием? И если да, то для кого — для поклонников или, прежде всего, для самих артистов?
Кипелов: В случае с нашим последним диском, затраты заметно превысили доходы, которые мы получим от реализации. Так что о материальной выгоде говорить, само собой, не приходится. С другой стороны, понимаем: нужно развиваться, идти дальше, а без пополнения собственного репертуара, без создания новых записей движение вперед немыслимо.

Действительно, в последнее время многие говорят, что с альбомами пора завязывать, поскольку в них нет никакого смысла — мол, все равно деньги зарабатываются в ходе гастрольных чесов. Это действительно так, однако пока от выпуска новых пластинок отказываться не собираемся.

культура: График турне, приуроченного к выходу диска, довольно плотный. Не устаете от постоянных переездов, или за долгие годы в профессии успели привыкнуть?
Кипелов: Если говорить о нынешних, действительно насыщенных, гастролях, то попросту соскучились по живому общению с публикой. Последние годы были посвящены преимущественно студийной работе.

На профессиональной сцене я уже тридцать семь лет — начиная с ВИА «Лейся, песня» и заканчивая группой «Кипелов». Конечно, порой ощущение усталости в самом деле возникает — как ни крути, годы берут свое, и ситуацию, когда приходилось давать несколько концертов в день, сегодня представить сложно. Стараюсь составлять расписание таким образом, чтобы выступления проходили не каждый день. Однако усталость от переездов с лихвой искупается тем энергообменом, который получаешь в ходе самих концертов. Осознаешь, ради чего выходишь на сцену, чувствуешь, что ждет от тебя слушатель, и, как результат, понимаешь: оружие складывать еще рано. Профессия артиста в чем-то схожа с цыганским образом жизни. Музыкантам, как и табору, необходимо постоянно куда-то двигаться, иначе заржавеешь.

культура: Тему «Арии» обойти нельзя. Насколько полно отражено творчество прославившей Вас некогда группы в сегодняшних концертах, часто ли исполняете «арийский» материал? Следите за новыми работами бывших коллег?
Кипелов: Конечно, песни того периода продолжаем исполнять — но только те, авторство которых принадлежит мне либо музыкантам, на данный момент в «Арии» не работающим. Поскольку здесь есть определенные нюансы, связанные с авторскими правами и прочими юридическими и сугубо личностными тонкостями. На выступлениях группы «Кипелов» эти композиции представлены в виде попурри — своеобразное напоминание о прошлом, звучащее, как правило, в конце программы.

За творчеством «Арии» слежу — странно, если бы было иначе. Я ведь присутствовал в этом коллективе с самого начала, отдал ему семнадцать лет жизни — естественно, мне небезразлично, что сегодня он собой представляет. В частности, с удовольствием отметил, что совместный проект с симфоническим оркестром, который мы некогда предложили вниманию аудитории, со временем не утратил привлекательности. Парни его недавно повторили и, судя по реакции уже повзрослевших зрителей, не напрасно.

культура: Как получилось, что в свое время Вы решили отдать предпочтение именно жанру хэви-метал, которому не изменяете до сих пор?
Кипелов: Я к нему пришел не сразу. Первое яркое музыкальное впечатление, что называется, «оттуда» было связано у меня не с The Beatles, как у большинства, а с Creedence Clearwater Revival — группы, к тяжелому року отношения не имеющей. Меня зацепил мощный голос Джона Фогерти, от него проложить мостик к классическим хард-рок-вокалистам (Роберт Плант, Иэн Гиллан, Оззи Осборн, Дэн Маккафферти, Брюс Дикинсон, Роб Хэлфорд и другие) было уже не сложно.

Однако наряду с корифеями классического британского харда, я слушал и много советской музыки, в частности, очень любил «Песняров». Негативного, пренебрежительного отношения к нашим эстрадным коллективам, свойственного многим рокерам, никогда не разделял. Впрочем, для человека, начинавшего творческий путь в составе ВИА, иначе, наверное, и быть не могло.

культура: Чем бы Вы объяснили складывающуюся у нас в последние годы парадоксальную картину: исполнителей много, а новых ярких имен не появляется, на большую сцену они не выходят? Кстати, как относитесь к шоу «Голос»?
Кипелов: Мне очень нравится. Иногда даже обсуждаем с Градским некоторые нюансы. Кстати, был сильно удивлен довольно лояльным и доброжелательным отношением Александра Борисовича к молодым артистам, поскольку человек он, как известно, достаточно жесткий.

Что же касается отсутствия новых, по-настоящему самоценных исполнителей... Тут, я думаю, все дело в недостатке качественного материала. То есть голоса есть, а подлинных творцов, композиторов, которые бы писали достойные песни на русском языке, крайне мало. Посмотрите: соискатели, демонстрирующие свои вокальные данные, в основном делают кавер-версии знаменитых западных стандартов. Крайне редко услышишь, чтобы артист здорово пел новую вещь на родном языке — и это сильно коробит, надо сказать.

Исключения, конечно, есть: например, Наргиз, в свое время выстрелившая на конкурсе, сейчас весьма популярна. Но, как правило, самим себя обеспечивать качественным репертуаром у молодых исполнителей не получается. Поэтому о них достаточно быстро забывают.

культура: Может быть, дело не только в дефиците хорошего материала, но и в отсутствии в голосах молодых артистов индивидуальности? Вообще, должен ли профессиональный вокалист постоянно следить за своей вокальной «формой»?
Кипелов: Обязательно. Держать планку на достойном уровне в течение долгих лет мало кому удается, в особенности это касается рок-певцов. Возьмем, например, Роберта Планта, одного из моих любимых вокалистов. Осознав, что репертуар Led Zeppelin его голосовым связкам более неподвластен, переключился на более спокойную музыку. Честь и хвала ему за это, ибо чувство меры, умение вовремя остановиться — одно из наиболее ценных качеств. Которого, кстати, увы, лишен еще один кумир моей молодости — Оззи Осборн. Сегодня на концерты Black Sabbath я не хожу — мне его просто жалко.

А поддерживать себя в надлежащей форме необходимо в любом случае. Я, например, двадцать два года не употребляю никаких спиртных напитков, семь лет назад окончательно и бесповоротно бросил курить. И в целом стараюсь вести здоровый образ жизни — «кефир и гантели», как шутят некоторые мои знакомые. Помимо этого, перед каждым концертом выполняю определенный комплекс вокальных упражнений.

культура: Напоследок, возвращаясь к последнему альбому... Знаю, песня «Косово поле» является Вашей реакцией на украинские события. Кончится когда-нибудь это безумие?
Кипелов: Хотелось бы верить. Украину кто-то очень упорно стремится втянуть в войну — причем не локального характера (то, что мы наблюдаем на Донбассе), а в настоящую, крупномасштабную. Но, надеюсь, разум в итоге возобладает, и украинский народ сделает правильный выбор.

Революции вообще крайне редко идут на пользу развитию общества, с моей точки зрения. Именно об этом, кстати, я и хотел сказать в заглавной песне альбома. Знаю, одни всецело принимают наше социалистическое прошлое, а другие категорически отвергают. Однако история — единый и неделимый процесс. Поэтому люблю свою страну и со звездами, и с крестами. Я лечу за тобой — может, к пропасти, может, к вершине. Но я с тобой — от начала и до конца. 


Фото на анонсе: Александр Рюмин/ТАСС