14.12.2016
Незаурядные музыкальные способности Бенни обнаружил с малых лет: на шестой день рождения он получил свой первый аккордеон и довольно скоро весьма ловко с ним управлялся. На сцене Андерссон дебютировал в восьмилетнем возрасте, исполнив пару фолк-композиций на праздничном вечере в небольшом стокгольмском концертном зале. К двенадцати годам даровитый скандинав освоил фортепиано и, самозабвенно отдаваясь репетициям, порой проводил за инструментом по пять-шесть часов подряд. Забегая вперед, следует отметить, что звучание клавишных станет едва ли не главной отличительной особенностью записей ABBA… Примечательно, что один из лучших музыкантов ХХ века — по большому счету самоучка. Он брал уроки у профессионального педагога, но недолго. Эти занятия наводили на него тоску и, в сущности, противоречили всему тому, что значила для Бенни музыка. А она, без преувеличения, значила для юноши все…
Как и большинство подростков Западной Европы, чей пубертатный возраст пришелся на конец 50-х — начало 60-х, Андерссон не мог не поддаться пришедшим из-за океана новомодным веяниям. Первопроходцы рок-н-ролла Элвис Пресли, Литтл Ричард, Джерри Ли Льюис, а позднее флагманы «британского вторжения» во главе с The Beatles и The Rolling Stones — эти и другие артисты полностью овладели вниманием Бенни. И, подобно многим сверстникам, парню захотелось последовать по стопам кумиров, то есть создать собственную группу.
Именно таковой и стала команда из пяти горячих шведских ребят: в ансамбле The Hep Stars, основанном в 1964-м, семнадцатилетний Бенни исполнял роль клавишника. Популярность коллектива была настолько велика, что его стали называть «скандинавским Битлз». Впрочем, истерия, сопутствующая тинейджерским поп-проектам, еще не является безоговорочным свидетельством достойного музыкального уровня. И Андерссон, не будучи номинальным фронтменом, всегда выделялся на общем фоне. Участник одной из конкурировавших групп недвусмысленно отмечал: «Среди The Hep Stars Бенни был единственным настоящим музыкантом». Сегодня об этом симпатичном проекте мало кто знает: о нем заходит речь лишь тогда, когда вспоминают, что там начинал тот самый Бенни Андерссон. Однако подлинная историческая ценность квинтета в другом: именно в его рядах Бенни впервые обнаружил в себе недюжинные способности к сочинительству. Весной 1965-го он написал песню, которую и поныне считает своей первой настоящей композицией. Вот как об этом вспоминал автор: «Я сочинил «No Response» после того, как по радио прозвучала вещь, которая мне понравилась. Под впечатлением от услышанного попробовал создать что-то самостоятельно. Написав, почувствовал: мое произведение может стать хитом. Когда именно так и случилось (выпущенная синглом, песня поднялась на вторую строчку национального чарта.— «Культура»), невольно осознал: если я могу написать одну удачную вещицу, то за ней вполне может последовать вторая, третья и так далее».
Однако до мировой славы Андерссону было еще далеко. И здесь свою роль сыграла ее высочество встреча — такая бывает в истории любой знаменитой команды: если бы судьба однажды не свела Леннона и Маккартни, Джаггера и Ричардса, никаких «битлов» и «роллингов» не было бы. Не вели бы мы сегодня речь и об ABBA, не повстречай Бенни ровно полвека назад, в 1966-м, человека по имени Бьорн Ульвеус, лидера хорошо известной в пределах Скандинавии фолк-группы The Hootenanny Singers.
Два молодых шведа, почувствовав взаимное притяжение, решили объединить усилия в создании музыкальных произведений. Таким образом, первые зерна ABBA оказались посеяны. Остальное, как говорится, история…
О том, как именно Бенни и Бьорн сочиняли шедевры, в общем, хорошо известно — музыканты не делали из этого тайны. Запирались в уютном домике, расположенном на островке Стокгольмского архипелага, Андерссон садился за фортепиано, Ульвеус брал гитару и — вперед. Однако, несмотря на такую подчеркнуто примитивную схему, в действительности все выглядело, разумеется, несколько сложнее. У Бенни, буквально фонтанировавшего музыкальными идеями, как правило, было несколько заготовок, а Бьорн в основном выступал редактором мелодий коллеги. Так что роли в творческом моторе ABBA распределялись довольно четко: Ульвеус отвечал преимущественно за тексты, Андерссон же вышивал витиеватую музыкальную ткань. Которая, расцвеченная уникальными скандинавскими узорами, в конечном итоге расстилалась перед слушателем в виде лучших поп-песен на планете. «Thank You For The Music» и «The Winner Takes It All», «S.O.S.» и «Waterloo», «Money, Money, Money» и «Gimme, Gimme, Gimme», «Mamma Mia» и «Fernando»… Это даже не названия композиций — это настоящие бриллиантовые россыпи на поп-музыкальном ландшафте.
Возможно, главная заслуга Бенни Андерссона заключается в том, что они на паях с Бьорном Ульвеусом, Агнетой Фельтског и Анни-Фрид Лингстад убедительно доказали миру: отличная поп-музыкальная продукция не есть прерогатива англосаксов. После оглушительного успеха ABBA различные проекты стали возникать повсюду: разной степени международного признания добивались исполнители из Германии и Голландии, Норвегии и Японии, Испании и Ирландии, Франции и иногда даже России… Именно после триумфа этих обаятельных северян поп-культура превратилась в поистине интернациональное явление.
Пожалуй, трогательнее всех недюжинное дарование Андерссона обобщила Анни-Фрид Лингстад (она же Фрида), одна из вокалисток ABBA, на протяжении 70-х бывшая подругой жизни нашего героя: «Когда Бенни впервые сыграл мне на пианино мелодию «Dancing Queen», я буквально разрыдалась. Настолько это произведение было красивым — почти волшебным»… Интересно, способны ли создающиеся сегодня в изобилии по всему земному шару поп-композиции вызвать хоть маленькую толику подобного выплеска эмоций?