Дмитрий Ревякин: «В годы моей юности гитара была мачтой в космос»

Денис БОЧАРОВ

23.11.2016

Самому корневому отечественному рок-коллективу «Калинов мост» — тридцать лет. На днях музыканты дали юбилейные концерты в Москве и Санкт-Петербурге. В ходе выступлений прозвучали, по ироничному высказыванию Дмитрия Ревякина, «песни, которые принесли мировую известность, позволили нажить многомиллионное состояние и подарили многочисленную аудиторию по всему земному шару». 

Бессменный лидер проекта ответил на вопросы «Культуры». 

культура: Официальный сайт «Калинова моста» встречает посетителей призывом: «Поддержи новый альбом». Речь о такой стремительно набирающей популярность акции, как краудфандинг? 
Ревякин: Да, а если говорить простым русским языком, о сборе средств. Ведь выпуск альбома — дело дорогостоящее. Впрочем, оно всегда было таковым, а в последнее время особенно. Однако записывать новые пластинки по-прежнему хочется, слава Богу, потенция пока еще присутствует. Музыканты горят желанием фиксировать плоды своего труда на физических носителях, а не ограничиваться цифровыми файлами, распространяемыми посредством интернета. Продолжаем печатать диски, продаем их на концертах. Что же касается рынка, материальной составляющей вопроса — с этим, конечно, сложнее. Такая сейчас жизнь. Но мы не жалуемся, ведь реализация творческих страстей тоже приносит удовлетворение. Любители «Калинова моста» видят группу в жизнеспособном состоянии, понимают: мы трудимся, не тлеем, а напротив — горим. Поэтому поклонники и помогают в сборе средств. Иначе им бы все это было неинтересно: какой смысл вкладываться в едва подающий признаки жизни проект?

культура: И когда же пластинка увидит свет? Кстати, не поясните, что скрывается за названием «Сезон овец»?
Ревякин: Нет, с расшифровкой пока повременю. Послушаете — поймете. Скажу лишь, что так называется одна из композиций альбома, который получился, на мой взгляд, концептуальным. Материал готов, в течение нескольких ближайших недель закончим работу, нанесем финальные штрихи и отдадим в печать. Ибо данные фанатам обещания надо выполнять.

культура: Как бы оценили нынешнюю аудиторию «Калинова моста»? Та ли это старая гвардия, что все тридцать лет с вами? Или юных поклонников тоже хватает?
Ревякин: Стан любителей нашего коллектива пополняется свежей кровью, особенно это стало заметно в последние несколько лет. В данном отношении мы счастливчики. Присутствие на концертах молодых поклонников — многие из них еще не родились, когда мы начинали — вселяет уверенность: есть смысл продолжать ренессанс. Так что возрождаемся постоянно.  

культура: Однако, несмотря на столь оптимистичную картину, наслышан о Вашем в целом скептическом отношении к положению дел на отечественной рок-н-ролльной кухне... 
Ревякин: Оно, скорее, реалистичное. Говоря о том, что лучшие годы нашего рока миновали, я просто констатирую факт. Понимаете, остросоциальные песни на русском языке напрямую связаны с эпохой перестройки. Тогда было плотное информационное поле, а сейчас все гораздо сложнее. Мы видим, как атомизируется общество: каждый сам себе голова, никому ничего не надо. И в результате получается парадоксальная картина: вроде бы все есть, но при этом ничего нет... 

Рок, как таковой, действительно утратил функцию общественного рупора. Но произошло это не только под натиском пресловутой попсы. Просто люди, выходившие из СССР, обладали большим моральным весом и большей ответственностью, чем нынешнее поколение. Именно горизонтальная солидарность, свойственная советским людям, помогла выжить в лихие 90-е.

С течением времени многие ценности нивелировались, однако традиций большого художественного слова у нашей страны никто не отнимал, они никуда не делись. Россия — страна души, совести. Поэтому в том или ином качестве злободневные песни всегда будут нужны. Да, культ парня с гитарой ушел, этого нельзя не признать. В годы моей юности гитара была отдушиной, своеобразной мачтой в космос. Но все не так грустно — сейчас эту лакуну заполняет рэп. 

культура: Неужели он Вам близок?
Ревякин: Знаете, ничего против него не имею. Он довольно оперативно откликается на события, происходящие вокруг нас. Именно поэтому, кстати, рэп я тоже вполне готов отнести к рок-культуре. Особенно с учетом нашей специфики, суть ее можно обобщить очень просто: вначале было слово. Ведь в отечественной песенной традиции именно текст играет основополагающую роль. А в какой именно форме его преподнести, это уже задача музыкантов и тех средств выразительности, которыми они располагают. 

культура: А как бы оценили эволюцию коллег по цеху, ставших популярными в 80-е? 
Ревякин: Творчество той плеяды музыкантов мне весьма интересно. С огромным удовольствием слушаю новые работы «Пикника», «Алисы», «ДДТ», «Аукцыона» и примкнувшего к ним «Сплина». И констатирую: парни по-прежнему ответственно и профессионально относятся к тому, что делают. 

культура: И за молодой порослью следите?
Ревякин: Приходится. На концертах часто появляются начинающие музыканты, дарят свои записи. Слушаю, потом созваниваюсь и говорю, что понравилось, а что нет. Несомненно, есть талантливые ребята. Но необходимо учитывать: группы, перечисленные выше, состоялись в едином информационном пространстве. Поэтому у них гигантское преимущество перед молодыми артистами. Тем по определению очень тяжело выразить чаяния и надежды большого количества людей. Сейчас все живут какими-то сиюминутными радостями. Повторюсь, общество постмодерна сильно отличается от перестроечного. Я, разумеется, имею в виду тот пласт слушателей, которому рок-музыка изначально адресована. 

культура: Вы отметили, что жажда творчества никуда не испарилась. А как выглядит сочинительский процесс сегодня? 
Ревякин: До поры до времени откладываю, и лишь когда становится понятно, что дальше никак — тогда и берусь за перо. Сочинение дается по-разному. Ведь музыку писать довольно сложно. Со стихами проще. В песне, как окончательном мелодико-лирическом продукте, хочется не повторяться, по возможности, избегать штампов. А постоянно находить свежие музыкально-ритмические решения нелегко. Иногда пишу песню два дня, но это, на мой взгляд, долго.

культура: То есть с Фредди Меркьюри, утверждавшим, что хорошая песня должна создаваться быстро, Вы согласны?
Ревякин: Не совсем. Может, у Фредди и была какая-то особая подготовка, позволявшая ему сочинять мгновенно. Я все-таки самородный парень. Попотеть порой приходится. 

культура: Остались ли у Дмитрия Ревякина нереализованные амбиции?
Ревякин: Если бы их не было, то и новые программы давно уже перестали бы записывать. Ездили б по городам и весям да наяривали «Уходили из дома» и «Родную». Но мы продолжаем активную творческую жизнь, практически каждый год выпускаем пластинки. Юношеский задор никуда не пропал. Переживаем, придут ли люди на концерт. То есть находимся в постоянном мини-стрессе — в хорошем смысле этого понятия. 

А если говорить о возможности получить «Грэмми», «Оскара» или попасть в Зал славы рок-н-ролла, то все эти англо-саксонские премии нам в любом случае не грозят. 

культура: Кстати, насчет Зала славы. Почему бы в противовес американскому не организовать наш отечественный аналог? 
Ревякин: Как поет группа «Чайф»: «Сегодня умрешь — завтра скажут: «поэт». Мне кажется, подобные церемониальные акции нам чужды, как-то все это не по-русски. Так что пусть лучше на лишние деньги какой-нибудь участок дороги отремонтируют. А мы без залов славы обойдемся. О них пристало думать тем, кому хочется потешить собственное тщеславие. 

культура: Каким Вам видится будущее коллектива? На рекорд The Rolling Stones слабо замахнуться? Иными словами, даешь еще тридцатник? 
Ревякин: Всеми своими творческими потугами мы, надеюсь, доказали: перспективы у «Калинова моста» прекрасные. Для провинциальной группы продержаться тридцать лет — на мой взгляд, гигантский успех. Пусть все неравнодушные люди нас поздравляют. А мы постараемся и в дальнейшем не разочаровывать.