Алексей Кортнев: «Россияне привыкли к слову «мюзикл»

Денис БОЧАРОВ

13.10.2016

«Несчастный случай» — один из наиболее самобытных и своеобразных отечественных музыкальных коллективов. В его песнях остроумные и искрометные тексты ловко нанизаны на нетривиальные, но при этом легко запоминающиеся мелодии — причем исполнено все крайне профессионально. 12 октября бессменному лидеру ансамбля Алексею Кортневу стукнуло пятьдесят, накануне нам удалось связаться с юбиляром, улетевшим в кратковременный отпуск за границу. 

культура: Существует точка зрения, что настоящий юбилей мужчины отмечают трижды: в 25, 50 и 75 лет. Ну а дальше, как повезет. Вы согласны с таким «символическим» подходом, придаете ли значение круглым цифрам? 
Кортнев: И пятьдесят лет, и производно-дробные от этой даты двадцать пять и семьдесят пять достались нам вместе с десятичной системой исчисления. Будь у нас двенадцатеричная, отмечали бы сорок восемь или шестьдесят. Так что это всего лишь человеческие заблуждения. Впрочем, если вынести подобные предрассудки за скобки, повода повеселиться по случаю юбилея никто не отменял. 

культура: И как собираетесь веселиться? Будут ли крупные концерты, шоу, творческие вечера, возможно, даже выпуск книги — некий отчет о пройденном пути? Ведь сегодня многие Ваши коллеги по цеху делятся воспоминаниями с читателем... 
Кортнев: Я с женой, мамой и еще десятком близких друзей уехал на несколько дней во Флоренцию. Причем для меня и моего друга Михаила, с которым мы родились в один день и учились на одном курсе механико-математического факультета МГУ, это стало сюрпризом от наших жен: мы не знали, даже садясь в самолет, куда отправляемся и кто встретится нам во время прогулки по итальянскому городу. 

Ну а публично отметим юбилей совместно с Камилем Лариным 19 ноября в «Крокус Сити Холле». Огромный будет концерт... Что до книги, то на данный момент таких планов не вынашиваю. Возможно, рановато еще об этом думать. 

культура: Алексей Кортнев — востребованный и весьма разносторонний человек. Музыкант, поэт, телеведущий, переводчик... Кем Вы все-таки в большей степени себя ощущаете и, главное, — как все успеваете? 
Кортнев: Сегодня я чувствую себя в первую очередь главой семейства. Дом, дети — это поважнее всего остального будет. Что же касается непосредственно работы, мне страшно повезло с выбором профессии, ибо я, к счастью, никогда не занимался тем, что бы мне было неинтересно или неприятно. А за любимым делом время летит незаметно, усилий прилагается немного и, как результат, успеваешь гораздо больше. 

культура: Какова ситуация с возглавляемым Вами коллективом «Несчастный случай»? Когда ждать нового альбома, планируются ли большие концерты, турне? 
Кортнев: Группа чувствует себя прекрасно. Даем по два-три концерта еженедельно. Конечно, это не крупномасштабные выступления с расклеенными повсюду афишами и прочими пиар-акциями — столько публики никто бы не собрал (смеется). Постоянно ездим по России, причем с огромным интересом. Вот совсем недавно играли в Коврове — очень симпатичный и восхитительно интеллигентный город.

культура: «Несчастный случай» — на отечественной сцене, простите за каламбур, случай особый. Начав в середине 80-х, в отличие от многих коллег-музыкантов, вы поставили не на «социалку», а на эдакое утонченное «эстетство», которому свойственны ярко выраженный мелодизм, нетривиальные гармонии, лукавые остроумные тексты. Это было сделано умышленно или само собой получилось?      
Кортнев: Фирменный стиль «НС» — это результат не какого-то осмысленного выбора, отнюдь. Как я уже упоминал, мы с коллегами никогда не занимались тем, что нам не по душе. Отсюда и растут корни стилистики наших песен. Она действительно возникла естественным образом, никакого насилия над собой не делали. Поем и играем так, как нам больше нравится. 

культура: Вы — без ложной комплиментарности — сочинили отличное либретто к мюзиклу «Mamma Mia». Возможно, именно данный фактор послужил основой относительного долгожительства проекта на столичной сцене. Насколько, на Ваш взгляд, отечественному слушателю, приходящему на музыкальный спектакль, важна именно литературная составляющая, многое ли от нее зависит? И еще: чем объясняется столь неистовая тяга отечественных промоутеров к мюзиклам? Ведь этот жанр абсолютно «не наш», как правило, они терпят крах...
Кортнев: Я категорически не согласен с тем, что мюзикл — «не наш» жанр. К этому иностранному слову уже привыкли российские зрители, причем сейчас даже в большей степени, чем к термину «оперетта». Тем не менее оперетта ведь не кажется нам чуждой, верно? Применительно к России, в мюзикле является экзотическим не столько сам жанр, сколько система проката. Ну не получается у нас в стране больше одного сезона играть спектакль ежедневно на одной и той же сцене. А почему? Да потому, что к нам приезжает катастрофически мало туристов. В десятки раз меньше, чем в Нью-Йорк или Лондон — две мировые столицы мюзикла. А, напомню, именно туристы обеспечивают успех спектаклей там, «у них».

И расхожее мнение, будто бы большинство мюзиклов «провалилось» в нашей стране, на мой взгляд, тоже ошибочно. Даже самые неуспешные из них выдержали не менее трехсот показов. А лучшие и вовсе демонстрировались по шестьсот раз. Теперь представьте, сколько бы тянулись хотя бы триста показов одного спектакля в обычном репертуарном театре? Лет десять?  

культура: «Все, что не по графику, то — на фиг, на фиг». Можете ли сказать, что это Ваше кредо? Вообще, правильно ли жить по расписанию?
Кортнев: За других судить не берусь, но свою жизнь я никогда и никоим образом не выстраивал. Нет, конечно, без определенного планирования не обойтись: например, согласовываем время проведения отпусков и все такое. Но что касается рода занятий, выбора профессии — все произошло само собой. Если у меня и есть какое-то кредо, то оно выглядит примерно так: стараться в любимых делах достичь как можно большего. 

культура: Считается, что музыка — одно из связующих звеньев между народами, поколениями, идеологиями. Почему же мы никак не можем договориться? Способна ли музыка помочь решить глобальные насущные вопросы или ее роль в обществе все же несколько преувеличена? 
Кортнев: Вот в волшебную силу музыки я не верю совершенно. Под звуки великих произведений и шли на подвиги, и губили заключенных в концлагерях. Никого и никогда искусство не делало ни лучше, ни хуже. Оно просто для красоты. Видимо, поэтому и договориться не получается.