Его прощальный шабаш

Денис БОЧАРОВ

06.07.2016

В рамках тура «The End», который поставит жирный восклицательный знак в истории Black Sabbath, в Москве 12 июля состоится концерт, где прозвучат лучшие хиты за без малого 50-летнюю карьеру группы. Выступление под сводами спорткомплекса «Олимпийский» станет последним европейским сетом в этом туре, а значит, и в биографии коллектива. Поэтому предстоящее событие можно без преувеличения назвать эпохальным. 

Все началось в конце 60-х в английском Бирмингеме, когда четыре подростка, не подававших особых надежд на то, чтобы сделать успешную карьеру бизнесменов или клерков, обнаружили общность интересов. А именно пристрастие к фильмам ужасов. Проводя время в кинотеатрах, ребята постепенно стали задаваться вопросом: почему людям так нравится, когда их пугают? И если страшное кино так притягательно и пользуется такой популярностью, то, возможно, страшная музыка возымеет не меньший эффект? Парни мыслили в правильном направлении: многие социальные психологи сходятся во мнении, что аудиоряд воздействует на наше подсознание едва ли не в большей степени, чем видеоизображение. 

Словом, начинающие музыканты — гитарист Тони Айомми, басист Гизер Батлер, барабанщик Билл Уорд и вокалист Оззи Осборн — решили создать группу, чтобы сочинять мистические тексты, пропитанные оккультной тематикой, нанизывать их на суровые, угрожающие, «дьявольские» гитарные риффы и исполнять истошно-садистским тембром. 

Впрочем, справедливости ради надо сказать, что в подобном ключе выдержаны лишь два первых альбома команды — одноименный дебютник «Black Sabbath» и мультиплатиновый шедевр «Paranoid». От таких записанных на упомянутых пластинках композиций, как «Iron Man», «Behind The Wall Of Sleep», «Electric Funeral», и в особенности от программной «Black Sabbath», действительно — мурашки по коже. 

Однако в дальнейшем все было уже не так страшно: на протяжении 70-х «черношабашники», успевшие заслужить репутацию родоначальников хеви-метал, записывали вполне миролюбивые мейнстримовые  альбомы, большинство из которых пользовалось серьезным коммерческим успехом, встречало горячий прием у поклонников (их армия неукоснительно расширялась) и благожелательные оценки критиков. То есть по всем показателям Black Sabbath был одним из ведущих рок-коллективов 1970-х.

По мере того как золотое десятилетие в истории рока подходило к концу, положение дел в группе становилось уже не столь однозначным, если не сказать тревожным. Прежде всего это было связано с поведением строптивого вокалиста. Оззи Осборн, никогда, в общем-то, не отличавшийся спокойным и уравновешенным нравом, к моменту создания последней пластинки в «золотом составе», «Never Say Die», окончательно слетел с катушек. Пропускал репетиции, ругался с коллегами и обслуживающим персоналом, а главное — беспробудно бухал и кололся. Чем вся эта катавасия закончилась — хорошо известно: Оззи уволили. В целом и он был не против — певцу уже давно хотелось начать собственную карьеру. Как показало время, сольный вояж оказался необычайно успешным, во многих аспектах даже превзойдя достижения группы. 

А что же Sabbath? После ухода Оззи началась настоящая кадровая вакханалия — в основном, конечно же, вокруг позиции фронтмена. Кто только не стоял у микрофонной стойки в 80-х и 90-х: от Ронни Джеймса Дио и Гленна Хьюза до Иэна Гиллана и Тони Мартина. Порой диски выходили на удивление неплохими, хотя подобная чехарда не могла не вызывать снисходительной улыбки поклонников: все чаще стали звучать досадные сентенции, что, дескать, настоящие Black Sabbath — только с Осборном. Остальное — в той или иной мере подделка, несмотря на железную волю Тони Айомми, упорно отказывавшегося распускать группу. 

Но вот три года назад стан фанатов облетела радостная весть: коллектив возвращается в оригинальном составе с абсолютно новым студийным альбомом. Несмотря на то, что лайн-ап все-таки был не совсем классическим (Билл Уорд в самый последний момент с рок-н-ролльного поезда соскочил, поскольку его не устроили контрактные обязательства), вышедшая в 2013 году пластинка «13» стала подлинным фурором. Впервые с 1970 года взлетела на верхушку британских чартов, принесла группе премию «Грэмми» и, под завязку напичканная крепкими рок-боевиками, позволила музыкантам отправиться в мировое турне. 

В его рамках Black Sabbath приезжали и в Москву, однако то выступление оставляло желать лучшего: Оззи порой не попадал в ноты, а в момент исполнения главного хита этого коллектива — «Paranoid» — в зале досадным образом вырубился звук. Что ж, надеемся, на предстоящем столичном концерте досадная клякса будет устранена и ансамбль уйдет на заслуженный отдых с высоко поднятой головой. Тем более что организаторы мероприятия заявляют: прощальные гастроли «The End» превосходят все предыдущие невероятным масштабом, зрелищностью и техническим оснащением.