Андрей Эшпай: «Концерт, приуроченный ко Дню Победы, — ​лучший способ отдать дань памяти отца»

Денис БОЧАРОВ

02.05.2016

8 мая в КЗ имени Чайковского состоится концерт памяти Андрея Яковлевича Эшпая. В преддверии мероприятия корреспондент «Культуры» пообщался с сыном выдающегося композитора, режиссером Андреем Эшпаем.

культура: Концерт накануне Дня Победы — ​конечно, не случайность?
Эшпай: В прошлом году мы устраивали мероприятие, посвященное 90-летию отца. Восстановили некоторые партитуры — ​в частности, были исполнены две увертюры к кинофильмам. Многие вещи исполняли артисты, которые снимались в том числе и у меня. Концерт, прошедший 9 Мая, имел большой успех. Удивляться тут нечему: у Эшпая выдающиеся песни. Композитор Андрей Петров снимал перед папой шляпу, высказывался в духе: «Мы все смотрели на Эшпая снизу вверх».

культура: Вашего отца уважали не только за профессиональные заслуги…
Эшпай: Разумеется. Ведь он не просто автор многих ушедших в народ песен («Два берега», «А снег идет», «Сережка с Малой Бронной», «Я сказал тебе не все слова», «Каждый день шагают ноги», «Что знает о любви любовь», «Зашумит ли клеверное поле»), но и был среди композиторов единственным настоящим фронтовиком. Годы войны он провел в полковой разведке. Воевал, что называется, по полной программе, дошел до Берлина.

Поэтому на сей раз мы решили несколько «обострить» ситуацию. В православной традиции шесть месяцев со дня смерти отмечать не принято: после сорока дней усопшего поминают уже через год. Однако мы не могли пройти мимо того обстоятельства, что 8 мая исполняется ровно полгода со дня папиного ухода… Откровенно говоря, поначалу сомневался: стоит ли? Но в итоге мы, совместно с работниками московской филармонии, решили: крайне важно, чтобы музыка Эшпая звучала — ​тем более, что ко Дню Победы у папы было особое отношение. Концерт, приуроченный к святой дате, — ​лучший способ отдать дань памяти отцу.

культура: Мероприятие будет как-то структурно выстроено? То есть сначала «серьезная» музыка, а во втором отделении — ​популярные песни?
Эшпай: На мой взгляд, это лишнее. Отец наиболее трепетно относился именно к своему симфоническому творчеству. А посему совместить все написанное им в рамках единой программы не представляется возможным. К «академическому» пласту творчества Эшпая требуется особый подход. Андрей Яковлевич слишком ярок и всеобъемлющ для того, чтобы на одном концерте было уместно подать его симфонистом, джазовиком и эстрадником. К «классическому» концерту следует готовиться отдельно. А 8-го выступит джазовый биг-бэнд: кроме хитов, прозвучат и малоизвестные вещи.

культура: Чего лишилась отечественная композиторская школа с уходом Вашего отца?
Эшпай: У меня сохранилась адресованная ему фотография Гнесиной с посвящением: «Одному из моих «единственных» сыновей». Представляете, сколь очевидным было его дарование! Помимо многочисленных «больших» произведений (практически для каждого инструмента — ​от флейты до тубы), в творческом арсенале отца есть песни на все времена. Сегодня они порой звучат как народные.

Эшпай умел говорить песней. Как и артисты, исполнявшие его композиции. У Бернеса не было феноменальных вокальных данных, однако лучше него «Сережку с Малой Бронной» и «Песню о Родине» из фильма «Ночной патруль» вряд ли кто когда исполнит. Марк Наумович, равно как и Андрей Яковлевич, обладал удивительным свойством: не спеть — ​рассказать.

культура: В творческих семьях часто бывает так, что дети идут по стопам родителей. Однако Вы режиссер…
Эшпай: В какой-то мере отец был и кинематографистом. Не стоит забывать, что он написал музыку к более чем шестидесяти фильмам. Достаточно вспомнить хотя бы «Тень» Надежды Кошеверовой. Артисты и режиссеры часто бывали у нас дома, я с ними сызмальства общался. Поэтому не думаю, что выбор профессии был неестественным.

Да, в детстве я, конечно, ходил в музыкальную школу, но отец вовремя меня остановил, своим профессиональным взглядом определив: на этом поприще буду середняком, а значит, не стоит в данном направлении особо усердствовать. С папой было трудно соревноваться, а подняться до его уровня вообще не представлялось возможным.