С верой в музыку

Денис БОЧАРОВ

26.11.2015

В «Коломенском» представили новый альбом Русского камерного оркестра, записанный при поддержке Синодального информационного отдела Московского патриархата, журнала «Фома» и радиостанции «Вера».

Русский камерный оркестр был создан в 2001 году по инициативе дирижера, трубача и педагога Сергея Проскурина. В творческом арсенале маэстро более двадцати компакт-дисков, а также порядка двухсот научных публикаций. Проскурин — автор и организатор крупных международных культурных проектов: «Марьинских музыкальных сезонов», ежегодного фестиваля «Русский камерный оркестр — детям», совместного проекта Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Курского государственного университета «Мост дружбы». 

За истекшие полтора десятка лет Русский камерный оркестр объездил почти весь мир: география его выступлений простирается от Швеции до Туниса и от США до Ирландии. Коллектив постоянно сотрудничает со многими выдающимися исполнителями: Александром Ведерниковым, Виниамином Коробовым, Галиной Бойко, Ириной Самойловой, Зауром Тутовым.  

Цель издания, на котором звучат произведения Яна Крштитела Иржи Неруды, Иоганна Себастьяна Баха, Иоганна Георга Леопольда Моцарта (отца Вольфганга Амадея), Петра Ильича Чайковского, очевидна: привлечь внимание общественности к духовной составляющей мировой классики. Как заявил председатель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда: «Данте принадлежит высказывание: задача искусства — провести человека из ада в рай. Очень отрадно, что сегодня в мире «перформансов» и «инсталляций» есть настоящие творческие коллективы, которые слышат старика Данте, а не тех молодых «стариков», что выдают свои потуги за искусство». 

Консонансом прозвучала и мысль, высказанная главным редактором радиостанции «Вера» Ильей Кузьменковым: «Классическая музыка и вера — понятия неразрывные. Это естественный и гармоничный союз. Высокая музыкальная классика имеет духовное происхождение. Исторический факт: первыми профессиональными исполнителями были церковные канторы, органисты. Идеалы академической музыки основаны на традициях христианского богослужения: любовь, жертвенность, самосовершенствование».

Итог подвел главный дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра Сергей Проскурин: «Многие выдающиеся музыкальные полотна посвящены библейской, евангельской теме. Наверное, не случайно поэтому, слушая подлинные шедевры из сокровищницы мировой классики, мы порой восклицаем: «Божественная музыка!..» 

Кульминацией презентации в «Коломенском» стал концерт Русского камерного оркестра. Подопечные Проскурина исполнили хиты мировой классики. В концертном зале «Театральная хоромина» прозвучали «Романс» Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», «Хабанера» Жоржа Бизе из оперы «Кармен», шубертовская «Ave Maria», ария Фигаро из оперы Моцарта, серенада для струнного оркестра Чайковского и другие знаменитые произведения. В качестве коды Сергей Проскурин представил на суд публики симпатичную ностальгическую пьесу собственного сочинения, стилизованную под саундтреки знаменитых советских фильмов.