Трудно быть пёрплом

Денис БОЧАРОВ

19.08.2015

Трудно найти западного рок-вокалиста, который был бы понятен и приятен советским и постсоветским меломанам более, чем Иэн Гиллан. Во второй половине августа главный запевала классического состава Deep Purple, а также исполнитель заглавной партии в знаменитой рок-опере «Jesus Christ Superstar» отметил 70-летие.

Много ли шансов было у полупрофессиональной британской команды, работавшей в период с 1965 по 1969 год (то есть, когда тон на мировой поп-рок-сцене задавали такие ребята, как The Beatles, The Rolling Stones, The Kinks, The Animals, The Who и другие), выбиться «в люди»? Ответ очевиден. Группа Episode Six в этом смысле исключением не стала: ни один из синглов коллектива так и не смог протиснуться в национальные чарты Туманного Альбиона — что уж говорить о другой стороне Атлантики…

Однако была в рядах этой провинциальной команды одна «изюминка» (точнее, две — но об этом чуть позднее): певец, умевший вопить непомерно высоким голосом. Успевшая к концу 1969-го выпустить уже три альбома английская группа под названием Deep Purple отчаянно металась в поисках нового звучания. Певец (Род Эванс), пусть и хороший, но с ярко выраженной эстрадной подачей, перестал ее устраивать. И однажды основатели коллектива, гитарист Ричи Блэкмор и клавишник Джон Лорд, побывав на концерте Episode Six, поняли, что нашли золотую жилу. Молодой паренек, которого они увидели на сцене, соответствовал их ожиданиям. Ему сделали предложение, от которого тот не смог отказаться. Звали этого человека Иэн Гиллан. Его тут же пригласили в Deep Purple, а заодно открыли двери коллеге вокалиста по «Шестому эпизоду», басисту Роджеру Гловеру (дни предшественника последнего в рядах «темно-лиловых», Ника Симпера, на тот момент тоже были уже сочтены).

С тех пор история любимой на постсоветском пространстве западной рок-группы обрела новый виток.

Гиллан начал с малого: в сочиненном Джоном Лордом «Концерте для рок-группы и оркестра» (1969) певец обозначил свое присутствие лишь номинально… Казалось бы… Ибо примерно в то же самое время на него обратил внимание величайший автор мюзиклов ХХ века (впрочем, таковым он на означенный момент еще не являлся) Эндрю Ллойд Уэббер. Молодой композитор набирал состав для недавно написанной им в соавторстве с либреттистом Тимом Райсом рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Главную партию автор предложил исполнить мало кому тогда известному длинноволосому англичанину. И тот не подвел: запись 45-летней давности завораживает по сей день.

После этого творческая жизнь Иэна Гиллана (за исключением кратковременных реверансов в сторону сольных записей) неразрывно связана с Deep Purple. На звуковых волнах таких краеугольных — не только для самих «пурпурных», но и для истории классического рока в целом — альбомов, как «In Rock», «Fireball», «Machine Head», редкая птица не долетит не то что до Амазонки, но и до Оби. Что она, впрочем, с успехом и сделала: ведь не секрет, что ведомая Гилланом (опустим многочисленные передряги в рядах заслуженной команды, ставшие за последние десятилетия притчей во языцех) группа объездила весь мир вдоль и поперек. Наша страна — не исключение.

Надо сказать и о том, что некогда виртуозно исполненные блистательным английским рок-тенором партии сослужили ему недобрую службу. 45 лет назад он настолько впечатляюще спел композицию «Child In Time» (одну из главных вещей в сет-листе группы), что фэны до сих пор морщатся, когда видят: их кумир не в состоянии не то что третью — вторую модуляцию вытянуть. Конечно, всегда можно обреченно-снисходительно вздохнуть — возраст… Но, опять же, дилемма: если творец создал такое, что потом не в силах повторить, это несостоятельность творческого эго или вынужденная необходимость следовать в кильватере собственных свершений золотых лет?

Правда, в случае с Гилланом данная антитеза не работает. Оглядываясь на его путь, ловишь себя на мысли: дело не в голосовых связках, а, скорее, в голосовых связях — между роком и популяром, кантри и соулом, джазом и фолком. В конце концов, между партией Иисуса Христа и вокальными руладами в каноническом хард-рок-гимне всех времен «Smoke On The Water»… Таким вокальным разнообразием далеко не каждый певец может похвастаться.