Монтсеррат Кабалье — «Культуре»: «Русская публика не сравнится ни с кем»

Феликс ГРОЗДАНОВ

14.10.2012

19 октября в Кемерово Монтсеррат Кабалье даст благотворительный концерт в поддержку больных детей в рамках марафона «Кузбасс — территория добра». А спустя полгода прославленная оперная дива отметит 80-летие. Подготовка к юбилейным торжествам уже началась. С национальной гордостью Испании встретился корреспондент «Культуры».

культура: Сеньора Кабалье, не боитесь нагрузок, которые предстоят Вам в связи с подготовкой к юбилею — концерты, встречи, интервью?

Кабалье: Это моя работа. Я отдала ей почти шестьдесят лет и просто без нее не могу. Два дня дома посижу — начинаю скучать по сцене, по глазам зрителей. За концерт, как правило, прощаюсь с пятью-шестью килограммами. Хотя, наверное, глядя на меня, в это плохо верится. Как и в то, что я убежденная вегетарианка со стажем. Но вес для меня никогда не был проблемой: певцу важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это негде разместить.

культура: Впервые в нашей стране Вы пели еще в 1974 году — во время гастролей театра La Scala. Потом приезжали в 1989-м, когда в Большом театре устраивали благотворительный концерт в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении. С тех пор бываете у нас регулярно. Чем привлекает Вас наша страна?

Кабалье: Я еще раньше приезжала в Советский Союз вместе с мамой — в 1959 году по семейным делам. Мы хотели найти моего дядю, который, как и многие испанцы, эмигрировал в СССР в 1930-е, спасаясь от режима Франко. Словом, с Россией меня связывают и личные обстоятельства, и творческие. Ведь ваша страна была первой, предложившей заснять для телевидения «Норму», где я пела главную партию. Здесь же я получила Орден Дружбы. В России меня избрали почетным доктором Института имени Менделеева, разрешили спеть «Ave Maria» в церкви на Соборной площади Кремля... Разве все это можно забыть?

культура: Русский слушатель особенный?

Кабалье: Не сравнится ни с кем. Когда выходишь на сцену у вас — не важно, в столице или провинции, — зрители встают, как войско, все сразу, начинают кричать… И я думаю: Боже мой, это происходит, когда я еще не начала петь, что же будет дальше?!

культура: Слышал, что после концертов богатые поклонники одаривают Вас мехами, шелками, бриллиантами. Это правда?

Кабалье: Такое нередко случается. Я очень стесняюсь подобных подношений, мне неловко. Всегда передаю их на благотворительные нужды. К тому же уже много лет не ношу натурального меха, не люблю дорогих украшений. Почти все драгоценности, что у меня есть, — искусные фальшивки. Блестят, но ценности не представляют. И не потому, что я не могу позволить себе настоящие. Просто уверена: не побрякушки украшают человека. Дорожу лишь серьгами, которые незадолго до своей смерти прислала мне великая Мария Каллас. А ей их когда-то подарил режиссер Лукино Висконти.

культура: Вы сами гримируетесь перед выступлениями, любите русских матрешек, прогулки и плавание. А чего мы о Вас не знаем?

Кабалье: (смеется) Я уже много-много лет являюсь страстной поклонницей футбола. Когда на поле «Реал» (Мадрид) или «Барселона», мне хочется, чтобы матч длился вечно. Правда, игры всегда смотрю только по телевизору, не хожу на стадионы. Ведь там очень хочется кричать, а для голоса это вредно. А еще люблю рисовать, всегда вожу с собой акварель. Это умиротворяет. Особенно хорошо у меня выходят картины с обилием зеленого цвета. Правда, мой муж Бернабе Марти, с которым мы вместе с 1964 года, этого увлечения не одобряет. Ворчит: перестань, у тебя плохо получается...