Корпус раздора

Елена ФЕДОРЕНКО

26.03.2015

Московская государственная академия хореографии борется за право обучать талантливых детей в нормальных условиях. 

Здание на 2-й Фрунзенской для Московского хореографического училища было построено в 1967 году. За пролетевшие без малого полстолетия училище стало Академией. Создана и активно развивается система непрерывного профессионального обучения — от среднего к высшему. Открыто заочное отделение, созданы аспирантура, отдел послевузовского и дополнительного образования, возобновлены Всероссийские семинары повышения квалификации для преподавателей хореографических учебных заведений. Увеличилось число факультетов и кафедр. Академия ныне — не только престижное учебное заведение, но и признанный во всем мире методический балетный центр. На ее базе создан федеральный центр для одаренных детей, где учатся не одни москвичи, но и вундеркинды со всей России и мира. 

Понятно, что помещений катастрофически не хватает. Правительством РФ принято решение о строительстве нового учебного корпуса Академии (от 10 сентября 2012 года № ОГ-П-44-49), выделены средства из бюджета. По сути, речь идет не об отдельном здании, а о пристройке к основному корпусу, спроектированному в едином с ним архитектурном стиле. 

Рассказывает ректор МГАХ Марина Леонова: «У воспитанников — колоссальная нагрузка, а лечебно-оздоровительного комплекса у нас нет. Как нет современного тренажерного зала, а тот, что имеется, размещен в подвале. Раритеты, составившие за два с половиной века обширный музейный фонд, отправлены на чердачный переход из школы в учебный театр. О новейшем компьютерном классе мечтаем, об историко-архивном кабинете — тоже. Для проведения межвузовских конференций — студенческих, бакалавриата, аспирантов и магистров — необходим конференц-зал. И, конечно, снять напряжение с перетруженных мышц помогает плавание, не случайно сейчас даже детские сады строят с бассейнами. У наших ребят бассейна нет. Разработку проекта курировал Минкульт РФ, мы остались довольны — авторы учли все наши нужды и пожелания. Здание задумано небольшое: в фасадной части 22,5 метра — это уровень учебного театра, а остальная постройка не превышает высотность Академии в целом. Кстати, дополнительный корпус, о котором речь, планировался изначально, стройка должна была начаться еще в 1991 году, но события тех лет помешали». 

Далее — ситуация для фельетона. На строительство вожделенного корпуса адресно выделены государственные деньги. Земельный участок передан МГАХ в бессрочное (постоянное) пользование и огорожен забором. Проект готов. Москва должна дать разрешение на строительство. Однако пока не дает. Некая группа людей будоражит жильцов соседних с Академией домов, и они начинают протестовать. В конце прошлого года Управа района Хамовники провела публичные слушания по проекту. Встреча оказалась сорвана и закончилась вызовом ОМОНа.

Корреспондент «Культуры» побеседовала с местными жителями. Светлана — бодрая моложавая бабушка, гуляющая с розовощекими малышами, прояснила ситуацию: «Похоже, акция готовилась. Старшая по дому объявила нам, что рядом с Академией планируют возвести дом в 11 этажей с подземным гаражом. Естественно, квартиры будут шикарные и, конечно, для продажи. Представителя от нашего дома мы отправили на слушания. А когда узнали от него, что строить будут на территории Академии невысокий корпус, да еще и для детей, то, конечно, все поняли. Нас просто обманули и подняли бурю в стакане воды! Рассказывают, что на слушаниях кто-то кричал в рупор, дескать, мы против жилого дома, нет наживе, и так далее. Закрикивали выступавших по делу, а Иосифу Кобзону и вовсе не дали слова сказать». 

Сейчас опять объявляются общественные слушания. Вопрос в том, кого будут слушать и кого услышат — тех, кто представляет интересы детей и студентов, или готовых выходить на любые баррикады провокаторов.


Справка «Культуры»

Старейшее театральное учебное заведение Москвы ведет свою историю с 1773 года, когда в «классы танцования» Московского воспитательного дома, созданного по Указу императрицы Екатерины II, были приняты полсотни детей. Позже школа перешла в ведение Петровского театра, в 1806-м ее передали в подчинение Конторы императорских театров. Из реформированной школы Петровского театра было создано Московское императорское театральное училище. По «Положению о театральном училище» от 1811 года, главной целью его являлось «усовершенствование Российских спектаклей, балетов, пополнение и, ежели возможно... заменение иностранных художников театральными воспитанниками». Собственно, и в рескрипте 1783 года о создании Особого комитета для управления театрами отмечено, что воспитанники «должны учиться и приуготовляемы быть к театру Российскому». Так было положено начало национальной школе танца.