Переезд чиновников в Коммунарку откладывается на сорок лет

Людмила БУТУЗОВА

30.03.2013

Победителям международного конкурса «Большая Москва» придется ждать воплощения своих идей не меньше сорока лет, заявил еще в сентябре прошлого года глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин. Сегодня ситуация не изменилась: ни у московских, ни у подмосковных властей на реализацию замысла французских архитекторов Вильмотта и Грюмбаха попросту нет денег.

Напомним, идею о расширении столицы на излете своего президентства высказал Дмитрий Медведев. Практически сразу, в начале 2012 года, городские власти объявили конкурс на лучшую концепцию Большой Москвы. В нем участвовало 10 международных команд архитекторов и урбанистов. С каждым творческим коллективом Москва подписала контракт на 250 тысяч евро, таким образом, в целом конкурс идей обошелся городу в 2,5 млн евро. На этом деньги, похоже, закончились.

Проект Вильмотта и Грюмбаха, признанный самым интересным, оказался и самым дорогим — на его реализацию, по предварительным оценкам, потребовалось бы 187 млрд евро. Однако, сменив Медведева на посту президента, Владимир Путин, и до того практически не высказывавшийся на тему Большой Москвы, обозначил приоритеты, в которых этому проекту и вовсе не оказалось места. На первый план по государственным расходам вышли саммит АТЭС, Универсиада в Казани, зимняя Олимпиада в Сочи и Чемпионат мира по футболу 2018 года.

Что касается обустройства присоединенных к Москве территорий и грядущего переезда туда 210 тысяч госслужащих, то, по мнению Путина, надо еще хорошенько посчитать, во что это обойдется. Депутаты и чиновники, вовсе не жаждавшие покидать офисы в центре Москвы и переезжать в заштатную Коммунарку, сомнения президента восприняли как отмашку. Первыми наотрез отказались выезжать из столицы депутаты Госдумы и Совета Федерации, нашлись резоны против переезда практически у каждого министерства и ведомства, Верховный и Арбитражный суды загодя предпочли ссылку в Питер. В итоге на сегодняшний день осталось не более 25 000 сотрудников 80 федеральных госорганов, над которыми висит угроза поменять офисную прописку. Каким именно ведомствам предстоит переезд, еще неизвестно.

Политолог Глеб Павловский считает, что, урезав план переезда, власти отказались от скоропалительного и непроработанного плана Большой Москвы. На руку чиновникам неожиданно сыграл и конкурс по ее развитию. Вопреки распространенному мнению, что старая Москва перегружена и не имеет места для строительства внутри МКАД, практически все участники «нашли» в столице пустующие площади — на набережных Москвы-реки, вдоль железнодорожных линий, на брошенных производственных территориях. А компания, занявшая второе место в конкурсе, вынесла вердикт, что строительство нового города для чиновников вообще нецелесообразно: оно не решит старых проблем столицы, но лишь усугубит их. От идеи размещения в Коммунарке парламентского и правительственного центра все, в том числе и на самом верху, с облегчением отказались.

Тем не менее с 1 июля 2012 года Москва существует в новых границах. Что там сейчас происходит? Идет строительство. И оно, по мнению аналитика рынка недвижимости Александра Пыпина, «находится в зоне высокой неопределенности». Дело в том, что большинство жилищных проектов достались Новой Москве еще от прежних хозяев — администрации Московской области под руководством губернатора Громова. Никто тогда не мог предположить, что будет новая концепция развития территории, курс на малоэтажное строительство. Концепции, кстати, нет и сейчас, ее планируют разработать лишь к 2014 году, но как «вписать» этот хаос в будущий Генплан?

По информации от администраций присоединяемых к Москве районов и городов, на новой территории заключено 57 строительных контрактов, затрагивающих в общей сложности 7 млн квадратных метров. Основная часть строек идет в 5-10 километрах от МКАД, дальние территории никому не интересны. Такое скопление недвижимости в одном месте, по мнению гендиректора строительной компании Павла Лепиша, может блокировать транспортную доступность присоединяемых территорий, что полностью перечеркивает весь смысл расширения Москвы. Следовало бы немедленно приостановить эти стройки, но вряд ли в отсутствие Генплана государство сможет это сделать. Тем более что сейчас на кону у застройщиков такие прибыли, на которые они и рассчитывать не могли, когда Большая Москва была простым Подмосковьем. В третьем квартале 2012 года средняя стоимость квартир здесь составила 5,23 млн рублей — цена, вполне сопоставимая со «старомосковской».

За прибыли застройщиков можно только порадоваться, чего не скажешь о новых москвичах — старожилах здешних мест, а также тех, кто купил квартиры в «замкадной столице». Было обещано, что жителям присоединенных территорий их новый статус принесет социальные доплаты (для пенсионеров) и уменьшение затрат на ЖКХ — в Подмосковье жители оплачивают их полностью, а в Москве власти треть расходов дотируют. Но этого почему-то пока не произошло. К тому же с 1 января в столице вступил в силу закон, по которому рассчитывать на повышенную пенсию могут только те, кто прописан в Москве не менее 10 лет.

И это еще не самое страшное. При таком масштабном жилищном строительстве на присоединенных территориях пока нет и намека на развитие социальной инфраструктуры и создание новых рабочих мест. Все так же поток людей через пробки по утрам устремляется в столицу и все так же возвращается обратно. Только поток стал заметно гуще, а автомобильный коллапс — беспросветней.

Судьба присоединенных территорий туманна. Другой она и не могла быть, — все громче высказываются эксперты, — потому что у нас, как всегда, телегу поставили впереди лошади. Тот же конкурс идей развития столичной агломерации проходил после того, как уже было принято политическое решение о расширении Москвы именно на юго-запад. Хотя нормальный ход событий должен быть прямо противоположным: сначала — исследование и сравнение концепций, а потом — определение новых границ.