Два Гоголя в лесах

Августин СЕВЕРИН

05.04.2019

Два самых известных памятника Николаю Васильевичу Гоголю на днях оденутся в леса. В год 210-летия великого русского писателя начинается реставрация обоих монументов, она продлится около двух лет.

— Время выбрано не случайно: в 2019 году мы отмечаем не только юбилей писателя, но и 110-летие с момента открытия памятника авторства Николая Андреевича Андреева на Гоголевском бульваре, 60 лет с тех пор, как его переустановили на Никитском, — пояснил руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

У стоящего во дворе дома, в котором писатель провел последние годы жизни и умер, памятника очень непростая судьба. Споры разгорелись сразу после его установки 26 апреля 1909 года у Арбатской площади. С одной стороны, современники признавали произведение искусства шедевром, одним из лучших монументов Первопрестольной, с другой — многим авторское решение показалось довольно спорным: мрачная и подавленная фигура писателя в сознании обывателя не вязалась с самыми известными произведениями Гоголя, герои которых были изображены на бронзовых барельефах постамента.

Новая волна критики прокатилась уже в советское время, в 30-е годы. Есть мнение, что не последнюю роль в ее зарождении сыграл Иосиф Виссарионович, который всякий раз, выезжая из Кремля на кунцевскую дачу, вынужден был смотреть на согбенную фигуру Гоголя. В результате памятник решили заменить. Первый конкурс на новый монумент был объявлен еще в 1936 году, но тогда история не получила продолжения: через пять лет началась Великая Отечественная война, стране стало не до памятников. Идея замены андреевского Гоголя возродилась лишь в конце 40-х. Победителем конкурса, в котором участвовали такие прославленные мастера, как Евгений Вучетич, Георгий Мотовилов и любимец Сталина Сергей Меркуров, стал Николай Томский, к тому времени — автор замечательного мраморного бюста писателя, копия которого была установлена на могиле Гоголя. В 1951 году памятник работы Андреева на неопределенное время отправили на покой в Донской монастырь, бывший тогда филиалом Музея архитектуры, а год спустя на его месте установили работу Томского. А новый памятник также вызвал шквал критики. Даже сам скульптор спустя пять лет назвал монумент своей самой неудачной работой. Сегодня памятник настолько органично слит с окружающим его городским пространством, что разговоры о его художественных особенностях, а тем более о его неуместности на Гоголевском бульваре кажутся как минимум странными.

А первый памятник вернулся в центр Москвы, во двор дома на Никитском бульваре, только в 1959 году. Но и на этом его история не окончилась, уже в следующем десятилетии стали раздаваться призывы перенести его на историческое место. В 1993 году эта идея была как никогда близка к осуществлению: ее одобрил Моссовет, решение оставалось за Верховным Советом Российской Федерации. Но история распорядилась иначе: постсоветский парламент перестал существовать, а памятник остался на Никитском. Не планируется перенос и сейчас.

— Главная наша идея — провести реставрационные работы. Лично мое мнение — Николай Васильевич в свое время достаточно попутешествовал, так что сегодня мы говорим только о реставрации, — заверил глава департамента культурного наследия.

Кстати, последняя реставрация памятника на Никитском бульваре проводилась именно в 1993 году.

— Прошло 26 лет, и сегодня памятник сильно загрязнен, задача специалистов — бережно очистить, убрать потеки, заменить аварийные плиты и отремонтировать железобетонное основание, — рассказал реставратор Олег Кабакин.

Интересно, что состояние изрядно покочевавшего андреевского памятника несколько лучше его более «молодого» собрата работы Николая Томского. Что, впрочем, не помешает привести обе скульптуры в порядок приблизительно за одно и то же время.

— Реставрация будет производиться на месте, все запланированные работы можно выполнить без перевозки монументов в мастерскую, — пояснил Алексей Емельянов. — Обо всех работах мы будем рассказывать, потому что знаем, как внимательно москвичи и все небезразличные люди относятся к этим скульптурам. Возможно, реставраторы найдут какие-то секреты, раскроют тайны памятников. Бывает, что в ходе таких работ случаются неожиданные открытия.


Фото на анонсе: Андрей Никеричев/mskagency.ru