Чудеса не надо экономить

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

06.12.2013

еспондент «Культуры» отправилась в музей «Фабрика елочных игрушек» на ВВЦ.

Дата, кстати, взята не с потолка, а из жития святых — в этот день преставился Николай Чудотворец. Славившийся, кроме всего прочего, тем, что втихомолку подкидывал в дома бедных деньги. С тех пор утекло много воды, и функции волшебного дарителя от Николая Угодника плавно перешли к его мифическому двойнику. Тому самому, что лазает по печным трубам и распихивает по носкам подарки — теперь уже как бедным гражданам, так и не очень.

6 декабря (по старому стилю) праздновали день Николая Чудотворца и у нас — Никола зимний назывался. Вот только уроженец Малой Азии к отечественному Деду Морозу отношение имеет самое опосредованное. Наш дедушка — окультуренный потомок мифологического Мороза, мягкостью нравов не отличавшегося. Подарков не дарил, скорее наоборот, забирал что ни попадя — иногда и жизнь. Но в век научного прогресса заметно подобрел — под влиянием все того же заморского коллеги, Санта Клауса.

По «Фабрике елочных игрушек» сам Санта не ходит, зато незримо присутствует. Перед началом путешествия по музею ему звонят с просьбой позволить побродить по владениям. Тот обычно не возражает — благородства перед Новым годом у него хоть отбавляй. Правда, чтобы попасть на фабрику, нужно надеть красный колпак — иначе за своего не примут, здесь ведь в качестве рабсилы держат не людей, а эльфов. Послушно натягиваю обязательный атрибут и ныряю вслед за школьниками в старый платяной шкаф, попутно стукаясь головой. Больно и колпак не спасает. Дело в том, что на фабрику, аки в Нарнию, другим путем не попасть — только через видавшую виды мебель.

Преодолев условную границу между мирами и получив легкую травму, попадаю в «подземелье». Здесь демонстрируют, как выдувается стекло. Правда, показывают не вживую, а на экране. Производство игрушек связано с огнем, объясняют детям, поэтому им могут лишь представить фильм. Я вздыхаю с облегчением — хотя бы ожоги не получу. Тем временем безымянный мастер с экрана с приятным украинским акцентом вещает: «Стекло делается горячее, красное, и дуется шарик — медленно, спокойно, уравновешенно. Дуешь, как дышишь. Не надо много усилий, и ногами не нужно упираться».

Тут экскурсовод достает пульт и изображение пропадает. «Чудеса надо экономить», — объясняют школьникам. Те охотно кивают. А после слушают трехминутный экскурс в историю. Из которого узнают, что елку первыми стали украшать друиды, которых здесь принято именовать «жрецами солнца».

Сам «жрец солнца», весь увешанный мехами — хвостами неведомых зверушек, находится в соседнем помещении. Вопреки мифологической логике, хоть и служит он дневному светилу, в его владениях царит серебро, а не золото. Дети в такие тонкости не вникают, зато оторвать взгляд от «колдуна» не могут и наперебой с ним фотографируются.

После чего попадают в царство художников — настоящих, а не мифических. Здесь им предстоит узнать, что раскрашивание шаров — работа почти ювелирная, а не какое-нибудь разбрызгивание красок в стиле Джексона Поллока. Наиболее впечатлительные могут купить результаты этих трудов в сувенирной лавке музея. Но до того предстоит загадать желание, стоя на волшебном мосту. И оно обязательно сбудется, если только в помещении пойдет снег — а он непременно пойдет. Правда, самые внимательные заметят, что это пена, но на воплощении мечты сей факт никак не отразится.

Прогулка среди Дедов Морозов разных национальностей и разглядывание елочных игрушек разных эпох — от канонических космонавтов 1960-х до современных стеклянных айфонов, закончится мастер-классом по раскрашиваю новогодних шаров. Которые, конечно, авторы возьмут себе на память о посещении музея-фабрики. А также о временах, когда чудеса сбывались, а Деду Морозу можно было позвонить по телефону. И тот обязательно отвечал.