Москва запустила машину времени

Августин СЕВЕРИН

08.06.2017

На 12 дней столица превратилась в огромный интерактивный исторический музей: стартовал очередной, самый масштабный за все годы его проведения фестиваль «Времена и эпохи». На глобальный слет собрались тысячи реконструкторов со всего мира.

В 2017-м мероприятие, поддержанное правительством Москвы, впервые развернулось на многих улицах, бульварах и площадях мегаполиса. Такой размах дал ему все основания на получение статуса одного из «Московских сезонов».

— Сегодня — значимое событие: с 1 по 12 июня в седьмой раз пройдет фестиваль «Времена и эпохи», — сказал, открывая праздник, Алексей Немерюк, глава департамента торговли и услуг столицы, курирующего ретрофест со стороны правительства Москвы. — Раньше он проходил на нескольких городских площадках, прежде всего в Коломенском и Царицыно. В этом году мы задействуем сразу 30 территорий.

Открытие форума произошло на Рижском вокзале. Сюда с исторической станции «Подмосковная» Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (так изначально называлось Рижское направление) прибыл паровоз П‑36, доставивший реконструкторов.

К часу пополудни здесь собрались члены городской администрации, клуба «Ратоборец», который несколько лет назад и выступил с инициативой проведения фестиваля, журналисты, музыканты и железнодорожники, как профессионалы, так и реконструкторы. Рустам Садретдинов, сотрудник музея Московской железной дороги, выступил в обеих ипостасях: паровоз с представителями разных эпох он встречал в мундире дежурного по станции образца начала XX столетия. Удивление многих присутствующих вызвала эмблема на его фуражке — скрещенные топор и якорь. Какое они имеют отношение к железной дороге? Оказалось, все объясняется довольно просто.

— Эмблема появилась в 1809 году, после образования Главного управления путей сообщения, так назывался предшественник РЖД, то есть задолго до того, как в России были проложены первые рельсы, — рассказал Рустам Садретдинов. — Все дороги были либо водными, либо сухопутными, причем последние зачастую в буквальном смысле прорубались среди лесов. Поэтому символ ведомства еще с тех пор — топор и якорь. Современные молоток и разводной ключ появились лишь в 1932-м. Кстати, военные железнодорожники остались верными традициям — на их эмблеме якорь сохранился до последних лет Советского Союза.

За пару десятков минут до прибытия паровоза на платформу подтягиваются музыканты в форме современных железнодорожников — серых мундирах с красными выпушками — это концертный образцовый оркестр ОАО «РЖД». К слову, он был создан еще в 1926-м. «За год до оркестра Российской армии», — с гордостью уточняют музыканты. Основателем и первым дирижером коллектива был известный композитор Исаак Дунаевский.

Грянул бравурный марш, и вдалеке показался долгожданный паровоз с красной звездой — его современники гоняли по железным дорогам СССР с послевоенных времен до конца 80-х. Поравнявшись с оркестрантами, старичок дает протяжный приветственный гудок, еще один — после остановки.

А вот и пассажиры: первым выпрыгивает капитан Русской императорской армии начала прошлого века. Очутившись на перроне, он помогает спуститься представительнице Дьяковской культуры. За ними — солдаты разных эпох, сестра милосердия времен Первой мировой, барышни в туалетах Серебряного века, мужчины в картузах, треуголках и цилиндрах. Гости из Норвегии — в камзолах конца XVII — начала XVIII столетия.

— Мы вспоминаем о наших предках, воевавших в петровскую эпоху на стороне русского царя, — прокомментировал реконструктор Кирилл Сетт, потомок одного из иностранных офицеров армии Петра Великого.

Мужчина в розовой рубахе и необычного вида головном уборе (нечто среднее между уланским кивером и папахой) отрекомендовался ефрейтором лейб-гвардии четвертого Императорской Фамилии полка, его собеседники — современники: британский офицер в мундире из плотного сукна и офицер кайзеровской армии.

Неподалеку от них фракиец в знаменитом фригийском колпаке. Правда, в отличие от головного убора Марианны на полотне Делакруа, колпак белый. Оказывается, были и такие.

В дороге реконструкторов сопровождала девушка в униформе, похожей на железнодорожную, но с эмблемой связи. Как выяснилось, это глава клуба исторической реконструкции «Северный вокзал» Елена Коган в мундире образца 1904-го, последнем в дореволюционной России.

— Телеграфист — это первая работа по контракту, которой разрешили заниматься женщинам, сначала, с 1866 года, в Финляндии, а с 1875-го — и в других частях империи, — пояснила она. — Но телеграфисткам при этом запрещали выходить замуж. Кстати, именно на железной дороге женщинам впервые в мире официально позволили надевать мундир.

В общей сложности на вокзал прибыло 70 реконструкторов — русичи, поляки в нарядах времен Тараса Бульбы, швед X столетия, ирландцы в униформе 1916 года и даже один римлянин в тоге.

Машинисты одеты под стать гостям — в обмундирование 1946-го. Один из них, Василий Рясков, сообщил, что водит паровозы без малого 30 лет, с того момента, как получил права.

— С 2006 года, когда в Москве открылось ретродвижение, я в нем участвую, — добавил он. — Мы сейчас постоянно работаем на ретротурах, фильмах, занимаемся только паровозами.

Гостей приветствовали Алексей Немерюк и основатель фестиваля Алексей Овчаренко.

— В эти дни москвичи и гости города смогут познакомиться с 12 эпохами российской и мировой истории, — подчеркнул глава департамента торговли и услуг. — Запланировано большое количество мероприятий, основные произойдут в центре столицы и в наших парках.

— На этом поезде символически приехали реконструкторы, которые уже в Москве, а в Шереметьево и Внуково сейчас приземляются их коллеги из Ирландии, Дании, Швеции, США и даже из Австралии, — отметил инициатор фестиваля. — Будет около шести тысяч человек со всей России, от Владивостока до Калининграда.

По словам Алексея Овчаренко, все реконструкции интерактивные, так что прикоснуться к истории смогут и стар и млад.

Исторический праздник раскинулся по бульварам столицы, на Чистопрудном временно обосновался мини-Севастополь, Петровский облюбовали любители военно-исторической миниатюры, если проще — солдатиков, а на Тверском — большая делегация из сардинских реконструкторов, некоторые из них впервые покинули родной остров. Они демонстрируют итальянскую армию времен Второй мировой, легионеров и загадочных нурагийцев — представителей исчезнувшей сардинской цивилизации второго тысячелетия до нашей эры. На Пушкинском бульваре — «Война и мир», в Столешниковом — Серебряный век, в Камергерском — «История кино», на Никольской — «Старый Китай-город», на площади Революции — «Дача XIX века». Самые масштабные баталии произойдут в Коломенском.

— Финалом фестиваля станет большое празднование на Тверской улице 12 июня с 12.00 до 22.00, — подытожил Алексей Немерюк. — В это время на главной городской магистрали можно будет увидеть персонажей всех двенадцати исторических эпох, начиная с Дьяковской культуры и заканчивая периодом после окончания Великой Отечественной. Приглашаем всех желающих присоединиться.


Фото на анонсе: Александр Авилов/mskagency.ru