«Рогатый» рейс

Виктор СОКИРКО

13.11.2013

Троллейбус в ритме Москвы так же привычен, как и пробки. Бегают «рогатые» по нашим улицам уже целых 80 лет — 15 ноября 1933 года был открыт первый маршрут — от Белорусского вокзала до села Всехсвятское (ныне престижный район «Сокол»). Преодолевалось это расстояние за 30 минут. Сейчас в Москве 106 маршрутов, 600 км проводов и около 1700 троллейбусов — наш город считается троллейбусной столицей мира. В честь юбилейной даты выехал в рейс и корреспондент «Культуры». 

Чем хороша предутренняя Москва — так это немногочисленными пешеходами и какой-то особой, будто из детства, свежестью. Улица Бочкова на «Алексеевской» — темная, без фонарей, но еще с проспекта Мира видно, что я на правильном пути — из переулка один за другим выплывают троллейбусы. Бесшумные, словно тени. Здесь у них «гнездо» — 6-й троллейбусный парк. «Городу-герою Москве — образцовый пассажирский транспорт!» — красуется добротно исполненная надпись на высоком кирпичном заборе. Лозунг древний, еще из тех, советских, времен, но заботливо обновляемый свежей краской, а значит, до сих пор актуальный.

Ворота распахиваются все чаще, и из парка разъезжаются троллейбусы — ни гари, ни грохота, лишь шуршание шин по асфальту. Я жду у проходной 73-й маршрут, а точнее «машину номер 6472», как сообщила мне по телефону водитель Ирина Афанасьева. Сегодня рулить мы будем вместе. От ВДНХ до 6-го микрорайона Бибирево и обратно, а потом еще и еще — будто челноком прошивая северо-восток Москвы. Ну что, красивая, поехали кататься!

«Коня на скаку остановит» — это явно не про Ирину. Невысокая хрупкая девушка, 24 лет от роду, в трогательных очках, она больше похожа на молоденькую учительницу или на библиотекаря, но уж никак не на водителя троллейбуса — машины габаритной и неповоротливой. За рулем ее почти и не видно.

— Я самый молодой водитель в нашем парке, — не отрывая взгляд от дороги и зеркал, говорит Ира. — Но за рулем уже четыре года, с двадцати лет здесь работаю. Многие не верят, что у меня такая профессия...

Выбор был неожиданным даже для нее самой — раньше работала официанткой, менеджером в ресторане, но понимала: не то. Случайно увидела объявление о наборе учеников водителя троллейбуса и сказала себе: «Это мое!» Так и получилось.

— Троллейбус мне показался привлекательным. Он, как легковая машинка, — коробка-автомат, педальки маленькие, управляется легко. Я даже дала ему имя — «Бобочка».

Среди водителей московских троллейбусов женщины — явление частое. Почему-то считается, что это легкая профессия. Но как посмотреть. Если только по сравнению со шпалоукладчицами. Та еще работенка! Рано утром, когда иные еще только собираются спать, служебный автобус (общественный транспорт еще не ходит) подвозит Ирину до парка. Перед выездом на маршрут надо помыть салон — все сама, мойщиков не хватает: экономия. Зеркала поставить (на ночь не снимешь — снимет кто-то другой), до которых и мужику дотянуться тяжело. Поменять графитовые вставки на токоприемниках. А потом восемь часов кряду управлять этой здоровенной махиной в сложном дорожном потоке. Сойдут штанги с проводов — их еще нужно уметь поставить на место.

— Меня первое время едва ли не в воздух поднимало вслед за штангами, — смеется Ирина. — Хоть плачь, помочь-то некому. Потом ребята-механики натяжение поменьше сделали, и стало полегче с «рогами» управляться. 

Одно время на маршруте у Иры появился шутник, который попортил ей немало нервов. Какой-то парень, надев оранжевую жилетку, очень похожую на фирменную троллейбусную, хватался на остановке за линь и отсоединял штанги от проводов. После чего просил кого-то из мужчин-пассажиров на остановке подержать веревки — мол, надо в кабине взять инструмент. Доверчивые граждане не могли отказать «водителю», который тут же растворялся в толпе. 

— Когда я выходила, меня никто не принимал за водителя, — вспоминает Ирина. — «Девочка, — говорят, — иди водителя позови, а то я устал эти веревки держать». Этот хохмач, наверное, специально меня подкарауливал. Потом пропал куда-то — видимо, нарвался на кого-то покруче.

«Поклонников» у Иры — хоть отбавляй. Тут и пенсионерки дотошные, которые норовили проверить ее документы, не доверяя юной внешности, и пьяные ухажеры, лезущие в окошко с признаниями. Особо ретивые даже вламывались в кабину. А электрошокер или газовый баллончик в парке не выдают: если пассажир пострадает, то водителя по судам затаскают. Из средств безопасности — лишь мобильный телефон, по которому, по инструкции, можно позвонить только диспетчеру, а уж тот вызовет наряд. В общем, пришлось от греха подальше отказаться от вечерних смен — днем народ поспокойнее. 

Вообще-то, в троллейбусе восемь видеокамер, в том числе и в кабине водителя. Но они, как и установленный навигатор ГЛОНАСС, пока не работают. 

— Денег найти не могут, вот срежут с нас еще зарплату, тогда и наладят оборудование, — предполагает Ирина.

Такой прогноз небезоснователен — за последний месяц зарплата оказалась в два раза меньше, хотя трудиться пришлось, если считать по отработанным часам, даже больше. А выходной — всего один в неделю.

— Когда платили по 45–50 тысяч в месяц, денег в общем-то хватало, на двадцать же мне с ребенком-школьником прожить трудно, — сетует Ира. — Если так будет продолжаться, то и митинговать пойдем. Но увольняться пока не буду — привыкла уже, да и коллектив у нас хороший.

А вот к чему Ира привыкнуть не может, так это к хамству автомобилистов. Всегда найдется особо резвый, которому троллейбус — ох, как мешает. Иной даже обматерит, высунувшись из окна. Не знают, наверное, что в троллейбусах стоит ограничитель скорости до 64 км/ч, а стрелку проезжать положено и вовсе на 5 кэмэ, иначе штанги слетят и затор станет еще больше. Подрезают, перестраиваются на выделенную полосу. Приходится резко тормозить, чтобы избежать столкновения. Тогда весь салон с задней площадки летит на переднюю и возмущаться начинают уже пассажиры: «Детка, водить научись! Иди в куклы играть!» И это самые безобидные высказывания.

— Сейчас с выделенками полегче стало ездить, хоть в расписание укладываешься, — говорит Ирина.

И действительно: на конечную остановку, к месту старта на ВДНХ, мы вернулись через полтора часа — строго по графику.

Крепитесь, люди!

Есть в троллейбусе очевидная романтика — потому он и не обделен вниманием творцов. Сразу вспоминается знаменитый «Синий троллейбус» Булата Окуджавы: «Последний троллейбус плывет по Москве...» Или Олег Митяев: «И кто-то пишет рукой согретой / На замороженном троллейбусном стекле: / «Крепитесь, люди, скоро лето!» Про «троллейбус, который идет на Восток...» пел Виктор Цой. Ну и как не вспомнить знаменитый хит квартета «Секрет»: «Прости, конечно же нелепо, кричать тебе на весь троллейбус: «Привет!» Ну а в кино женщин — водительниц троллейбуса прославила Ольга Аросева. Для фильма «Берегись автомобиля» она окончила профессиональные курсы, и помощь каскадера на съемках не потребовалась.


Спасибо Лазарю

Первые троллейбусы появились в Европе и Америке в начале ХХ века. В Москве новый вид транспорта запустили с подачи Лазаря Кагановича, в ту пору первого секретаря Московского горкома партии. Собственно, и свой литерный индекс «ЛК» первый троллейбус получил по его инициалам.

Вопреки расхожему мнению, первенец был отечественного производства. Шасси сделали на Ярославском заводе, на ЗИСе (нынешний ЗИЛ) изготовили кузов, на «Динамо» установили электрооборудование по американским схемам. Выкрасили в темно-синий цвет с продольными желтыми полосами — синий и сейчас преобладает в троллейбусной окраске. 

Изначально машин было две, но во время обкатки одна из них продавила деревянный настил гаража, провалилась и получила серьезные повреждения. Так что на торжественное открытие первой троллейбусной линии прибыл только один экземпляр. Через год троллейбусов было уже 45, а рекордное их количество пришлось на олимпийский 1980-й — 2312 машин курсировали тогда по улицам столицы.