Зарядье: 2016-й — год находок

Августин СЕВЕРИН

20.12.2016

Пожалуй, никогда прежде не было в Белокаменной столько археологических находок, как в уходящем году. Один из крупнейших в истории монетных кладов, отлично сохранившаяся берестяная грамота, редчайший деревянный лук, пролежавший под землей около пятисот лет, — вот лишь несколько названий из перечня ценных артефактов, обнаруженных «историками с лопатами» в прошедшем сезоне.

Десятки наиболее ярких предметов, еще недавно хранившихся под толщей многовекового грунта, были представлены на днях в Гостином дворе. В целом же за 2016-й на 55 площадках сделано около 7 тысяч находок. При том что обычная «норма» составляет пять с половиной тысяч, реже — около шести тысяч. У нынешнего рекорда есть объяснение: активное строительство.

— Вот выйдите, например, на Большой Каменный мост, оглянитесь, и везде, где заметите башенные краны, — там проводились раскопки, — предлагает свой метод оценки масштаба работ гендиректор ООО «Столичное археологическое бюро» Константин Воронин.

Самым результативным местом стало Зарядье, где сейчас создается новый парк. Знаменитый клад в 40 тысяч монет XVII века найден именно тут. Это сокровище готовят к передаче в Музей Москвы, поэтому на экспозиции в Гостином дворе оно отсутствовало. Кстати, на начинающего нумизмата клад едва ли произвел бы впечатление: монеты — металлические чешуйки размером с детский ноготок. Но в XVII столетии это было настоящее богатство, которого бы хватило, скажем, для строительства основательного храма. Более крупный клад (около 90 тысяч монет) в Москве отыскивали только однажды — в середине 90-х годов прошлого века во время раскопок в Гостином дворе.

Большое количество нынешних экспонатов посвящено военному делу. К слову, это явилось для археологов неожиданностью. Ведь Зарядье известно прежде всего как торговая часть Китай-города, здесь же в старину был главный речной порт Первопрестольной. Монеты, гири, свинцовые пломбы, которыми запечатывался товар, — вот типичные для этой территории артефакты. Но оружие? Едва ли не самая любопытная военная реликвия — обнаруженный в начале октября лук, принадлежавший, по-видимому, московскому охотнику или ополченцу.

— Когда мы работали около Китайгородской стены, то в подклете (нижний, часто нежилой этаж здания.— «Культура») одного из домов наткнулись на ряд деревянных предметов, — рассказал Константин Воронин. — Среди них и этот лук…

Подобные находки — огромная редкость: дерево, оказавшись в земле, быстро сгнивает, так что сохранившиеся старинные луки можно пересчитать по пальцам. Найденное оружие интересно и своей конструкцией. Дело в том, что к концу XVI — началу XVII века (артефакт причисляют к этому периоду) луки изготавливались на татарский манер, зарядьевский же имеет традиционную для Руси сложную форму. Произведен из дуба или тиса. Такой же находили лишь однажды, в Великом Новгороде.

Подобное оружие было распространено в Москве.

— Его можно увидеть на иллюстрации опубликованной в середине XVI столетия книги Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии», — замечает археолог. — У некоторых нарисованных в книге представителей дворянской конницы очень похожие луки…

Недалеко от места, где был обнаружен былинный предмет, нашли его изображение: на красноглиняном осколке печного изразца хорошо просматривается рельефная фигура натягивающего тетиву лучника.

— Здесь запечатлен элемент осады города, — поясняет Воронин. — На другом найденном нами изразце — конница и пешая рать. В сумме создается представление о военной культуре Москвы рубежа XVI–XVII веков. Это общеевропейская традиция: на изразцах изображались самые достойные события в жизни общества. Одним из таковых, безусловно, считалась война.

А еще в Зарядье найдены наконечники стрел разной формы и размеров, свинцовые пули, ядра. Артиллерийские снаряды в те далекие времена были каменными: металл стоил дорого и делать из него расходный материал — чистой воды расточительство. Всего выкопано шесть каменных ядер, на выставку в Гостиный двор привезли только один, сохранившийся лучше других.

— Скорее всего, они из арсенала осажденных в Кремле поляков, отстреливавшихся, когда ополчение Минина и Пожарского шло на них через Китай-город, — предполагает Воронин.

Перечень военных артефактов дополнят элементы конской сбруи, удила, стремена, шпоры, фрагменты кольчуги. Какой герой носил ее, пал ли в бою или дожил до преклонных лет — неведомо…

Пожалуй, наиболее трогательная находка — подошва крохотного сапожка, который впору ребенку не старше двух лет. По всему периметру она подбита гвоздями, а на каблуке — металлическая набойка. В начале XVII столетия кожаную обувь, а уж тем более сапоги с набойками, мог себе позволить далеко не каждый взрослый — значит, родители малыша наверняка были людьми весьма состоятельными.

Работы, проводившиеся в других точках столицы, также не разочаровали археологов. К примеру, ученые выяснили, что в районе современной Болотной площади люди поселились намного раньше, чем предполагалось. До сих пор считалось, что только в XV веке тут был разбит Государев сад, и первыми жителями будущего острова, расположенного между Москвой-рекой и ее старицей, по которой в конце XVIII столетия вырыли Водоотводный канал, стали царские садовники. Однако значительное количество монет, весовые гирьки, перстни и иные находки свидетельствуют о том, что еще за двести лет до разбивки садов здесь шла бойкая торговля. Место примыкало к дороге на Орду. Археологами были обнаружены монеты великого князя Московского Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского, и даже татарские деньги.

Велась торговля и на другом берегу канала, у нынешней церкви Воскресения Христова в Кадашах, правда, расцвет ее пришелся на другой период — петровский.

— Среди интереснейших артефактов — китайский фарфор рубежа XVII–XVIII веков, эпохи правления императора Канси, — продолжает археолог. — Такой же находили в Амстердаме, Лондоне. Это говорит о том, что Москва была частью международного торгового пространства. Находили мы и дельфтский фаянс, какой вы можете увидеть во Дворце Меншикова в Петербурге. Во времена Петра там жил управитель дворцового имущества, а еще раньше — стрельцы.

Много ценного раскопали на Тверской, среди прочего — инструмент фальшивомонетчика.

Полюбоваться на самые интересные сокровища, добытые в 2016-м в рамках программы «Моя улица», можно будет совсем скоро — после изучения археологами и историками они пополнят коллекцию Музея Москвы.

Раскопки же в древнем уголке столицы, неподалеку от Кремля, завершены. Теперь вовсю закипит работа по созданию уникального парка «Зарядье» с невиданным ландшафтным дизайном: в нем будет представлена растительность всех климатических зон. Ранее мэр Сергей Собянин отмечал, что первых посетителей парк примет уже в 2017 году.