Сто тысяч метров под землей

Августин СЕВЕРИН

20.10.2016

Болеее 50 станций возникнет на схеме Московского метрополитена, появятся новые линии, а общая протяженность столичной подземки прирастет еще сотней с лишним километров. Таковы основные задачи Адресной инвестиционной программы (АИП), принятой на недавнем заседании городского правительства.

На прокладку подземки выделено свыше трети от всего строительного бюджета столицы, отмечается в этом важном документе.

— Адресная инвестиционная программа Москвы позволит в ближайшие годы ввести более 100 км линий метрополитена, — подчеркнул мэр Сергей Собянин.

А если точнее, то за три года — 117 километров, 52 станции, 7 электродепо. Возникнет ветка, которая соединит Новую Москву с восточными окраинами города, — на ней будет 31 станция. Планы метростроевцев кажутся слишком смелыми, однако власти уверены: все получится. По словам заместителя мэра по вопросам строительства и градостроительной политики Марата Хуснуллина, работы на многих станциях уже ведутся, проложено 60 километров тоннелей. В частности, готовы подземные проезды, соединяющие строящуюся станцию «Ховрино» Замоскворецкой линии с «Речным вокзалом». Новая конечная зеленой ветки откроется в следующем году на улице Дыбенко, неподалеку от многоуровневой развязки МКАД с улицей Зеленоградской и платной трассой «Москва — Санкт-Петербург». Позже между «Ховрино» и «Речным вокзалом» появится «Беломорская улица».

К радости жителей северных окраин, продолжится прокладка Люблинско-Дмитровской линии — к недавно открытым «Бутырской», «Фонвизинской» и «Петровско-Разумовской» в 2017-м присоединятся «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Первая расположится рядом с носящими то же название платформами железной дороги и Московского центрального кольца (МЦК). Две другие — на Дмитровском шоссе: у начала Бескудниковского бульвара, неподалеку от церкви Иннокентия, митрополита Московского, и у пересечения с Коровинским шоссе. А совсем недавно мэр поручил продлить салатовую ветку на три километра — это еще две станции: «Улица 800-летия Москвы» и «Дмитровское шоссе».

А в самых ближайших планах метростроевцев — открытие станций Третьего пересадочного контура (ТПК), который станет вторым кольцом подземки. До конца года достроят его первый, северо-западный, участок. Это станции «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская» (пересадка на «Полежаевскую»), «ЦСКА» и «Петровский парк» (пересадка на «Динамо»). Таким образом, стадионы двух легендарных футбольных клубов окажутся по соседству. Большинство остальных станций контура намечены к сдаче в 2018–2019 годах.

К окончанию года планируется продлить и Калининско-Солнцевскую линию — ввести «Минскую», «Ломоносовский проспект» и «Раменки». Открытие остальных семи станций этой ветки отнесено на 2017-й. Особенно интересным будет, пожалуй, «Мичуринский проспект». Он строится на склоне, и одну из стен решено сделать прозрачной, панорамной. 

На первых порах северный полукруг ТПК станет центральной частью самой длинной в России линии. На юго-запад протянется Калининско-Солнцевская ветка, а на восток — строящийся Кожуховский радиус (все восемь его остановочных пунктов планируется сдать в 2018 году). В результате можно будет сесть в Рассказовке, в Новой Москве, и без пересадок доехать до Некрасовки, что на дальнем востоке столицы, у границы с подмосковными Люберцами. Назовут эту сверхдлинную линию уже не Калининско-, а Кожуховско-Солнцевской.

Еще один полностью новый радиус проложат на юго-западе — он свяжет ТПК (станция «Улица Новаторов») с административно-деловым центром «Коммунарка» (станция «Столбово»). Ранее сообщалось, что длина этой пока безымянной ветки — 15,5 км, в ее состав войдут 7 станций («Улица Новаторов», «Улица Академика Опарина», «Улица Генерала Тюленева», «Славянский мир», «Мамыри», «Коммунарка», «Столбово»). Но на днях мэр поручил проектировщикам рассмотреть возможность продления до пересечения с МЦК. Стыковочная станция «Крымская» появится на Севастопольском проспекте в 2019-м.

А первой в «Коммунарку» придет самая старая линия столичной подземки, Сокольническая. Строительство ее юго-западного отрезка начнется в этом году, а до конца 2018-го откроют станции «Филатов Луг» (следующая после «Саларьево»), «Хованская», «Прокшино», «Ольховая» и «Столбово». Почти на всем протяжении этот отрезок проходит по поверхности.

Не забудут и МЦК. Последние три станции кольца введут в эксплуатацию до конца года, но на этом работа не остановится. Упор сделают на обустройстве подъездных дорог и пересадочных узлов. Например, до начала 2017-го, в крайнем случае в январе, будет полностью построен подземный переход, который свяжет железнодорожную платформу «Фрезер» со станцией МЦК «Андроновка». Даже сегодня, при отсутствии нормального перехода, как отметил Марат Хуснуллин, пересадку здесь совершают 7–8 тысяч пассажиров в сутки. По словам заместителя мэра, готовы проекты пяти транспортно-пересадочных узлов на станциях МЦК, еще 7 проектируются. Всего же к 2019 году ожидается создание 55 таких узлов.

В более далекой перспективе (это уже за рамками нынешней АИП) — строительство центрального участка Калининско-Солнцевской линии, ее продление до аэропорта Внуково и прокладка метро в Рублево-Архангельское. Соединение Калининского и Солнцевского радиусов желтой ветки — одна из сложнейших задач: ведь участок проходит под самым центром города. Следующей после «Третьяковской» будет «Волхонка» (пересадка на «Кропоткинскую»), затем — «Плющиха» (пересадка на «Смоленскую» Филевской линии) и «Дорогомиловская» — на пересечении Украинского бульвара с Кутузовским проспектом. После того как Калининско-Солнцевская линия станет единой, Кожуховско-Солнцевская прекратит существование, а отрезок ТПК от «Делового центра» до «Хорошевской» послужит началом новой ветки. Она протянется за МКАД, в Рублево-Архангельское, где возводится международный финансовый центр.