Трубач выдувает медь

Анна ПОТЕХИНА

01.09.2016

В Москве с 27 августа по 4 сентября — «Спасская башня». Об одном из самых зрелищных событий столичного календаря «Культуре» рассказал генеральный директор Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» Сергей СМИРНОВ.

культура: Как происходит отбор музыкальных коллективов?
Смирнов: Он ведется среди всех военных духовых оркестров Министерства обороны в течение года. Заключительный этап всеармейского конкурса проходит на Красной площади, там у нас есть возможность познакомиться с победителями и в какой-то мере влиять на окончательный отсев. С иностранными исполнителями еще проще — различные страны сами присылают заявки. Наша задача состоит в том, чтобы отобрать наиболее интересные. Главный критерий — конечно же, профессионализм, музыкальная культура, своеобразие, национальный колорит.

Хорошо, кстати, что сейчас есть возможность познакомиться с творчеством музыкантов не только на концертных площадках в Бремене, Базеле, Берлине, Амстердаме, но и на множестве интернет-сайтов. 

Мы получаем так много заявок из-за рубежа, что уже сегодня могли бы укомплектовать программу фестиваля «Спасская башня-2018». Существенным ограничением для организаторов является продолжительность представления, так как у нас строго отведенное время для концертов на Красной площади — не больше двух с половиной часов. Кроме того, сентябрьская погода не располагает к длительным выступлениям. 

культура: На протяжении девяти лет бесспорным любимцем публики является оркестр Московского военно-музыкального училища. А у Вас есть фавориты?
Смирнов: И мой любимый коллектив — московские суворовцы. Но каждый год, в зависимости от состава участников, мои приоритеты меняются. Например, всегда с удовольствием смотрю выступления Президентского оркестра, Центрального военного оркестра, оркестра 154-го комендантского полка. Спасибо им за преданность нашему празднику. Из зарубежных гостей — это каждый раз какой-то новый ансамбль, но, признаюсь, с особым нетерпением жду выхода скандинавских музыкантов. Прежде всего — оркестра и церемониального взвода королевской гвардии Норвегии, датского королевского оркестра. Великолепное качество неизменно демонстрируют итальянские коллективы, будь это Историческая группа уличных флагоносцев из Кори, духовой оркестр пехотинцев из Лекко или оркестр военно-воздушных сил. Всего за девять лет мы познакомились более чем со 140 командами со всего мира. В памяти отложились многие — оркестр министерства обороны Мексики, королевский оркестр бельгийских проводников, оркестр испанской королевской гвардии, музыкальный корпус бундесвера при участии взвода барабанщиков и трубачей.

культура: Представители какой страны остаются недоступными в силу экономических или политических причин?
Смирнов: Три последних года у нас большие проблемы с британцами. Они выступают красочно, ярко, совершенно непривычно для российского глаза, восхищают своей музыкальной культурой и этим интересны. В 2015-м мы привозили отличный Имперский юношеский оркестр города Брентвуд. К сожалению, сегодня отношения России со странами НАТО, в том числе и по линии культуры, не самые лучшие. И в первую очередь по линии культуры, кстати. Но оркестры, представляющие альянс, у нас есть, хотя и немного. Надеемся снова увидеть и услышать великолепные коллективы Германии, Франции, Голландии. 

культура: Будет ли представлена Украина?
Смирнов: Украинцы не участвуют в фестивале уже четвертый год, хотя раньше приезжали дважды, и их представления проходили на ура. Настоящие профессионалы. Мне всегда нравилось понаблюдать со стороны, как общаются наши и украинские военные музыканты и дирижеры, — школа ведь у них одна. Они знакомы с давних пор, все друг для друга — Коля, Ваня, Петя... К моему великому удовольствию, есть площадка «Спасская башня — детям», где в этом году будет выступать детский духовой оркестр из Луганска. 

культура: Пул спонсоров «Спасской башни» давно сложился и не меняется много лет. Почему им интересно участие в этом, прямо скажем, очень затратном проекте?
Смирнов: Действительно, фестиваль проходит в основном на деньги меценатов. Только 30–35 процентов — средства, получаемые от реализации билетов. Вот из этих двух источников и складывается бюджет музыкального праздника. Его дарят москвичам и гостям столицы «Рособоронэкспорт», ВТБ, «Ростех», «Лукойл», «Транснефть», ГУМ... Очень важно содействие правительства Москвы и мэра Сергея Собянина. Я горжусь тем, что за все время фестиваля от нас не ушел ни один спонсор. Все, пришедшие к нам однажды, поддерживают фестиваль по сию пору, несмотря на нынешние экономические проблемы. 

Чем им интересно участие в таком проекте? Мне кажется, красивое зрелищное мероприятие — достойнейшее вложение инвестиций. Немаловажно, что 10 процентов от продажи билетов (а это 7 тысяч билетов — всего же за время фестиваля мы реализуем их около 70 тысяч) идет на поддержку детских домов, школьных учебных заведений, кадетских корпусов и суворовских училищ.

культура: Но участников фестиваля надо возить, встречать, кормить, развлекать. Это тоже огромная статья расходов. За что платят международные участники, а за что — организаторы?
Смирнов: Если учитывать, что ежегодно к нам приезжают около тысячи иностранцев, то можно себе представить, какое это сложное с точки зрения логистики и технологий мероприятие. Помимо бытовых проблем, нужно оказать визовую и страховую помощь. Огромное количество сопровождающих, переводчиков, водителей... По международным нормам участники аналогичных форумов оплачивают лишь перелет. Остальные расходы — за счет устроителей. Всеми подобными вопросами занимается дирекция международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня». А во главе стоит Международный культурный центр «Спасская башня». 

культура: Кто еще занимается организацией?
Смирнов: Фестиваль проводится по распоряжению президента РФ и под патронатом администрации президента, Федеральной службы охраны. Спасибо им — без них вообще ничего бы не состоялось. Министерство обороны отвечает за отбор участников; контролирует ввоз оружия, с которым выступают подразделения Почетных караулов. МИД оказывает нам визовую и консульскую поддержку, налаживает оперативную связь с другими государствами. Множество вопросов эффективно решает правительство Москвы, начиная от безопасности, охраны общественного порядка, логистики, гостиниц и заканчивая рекламой, организацией шествий и концертов в рамках «Спасской башни» в городских парках. Серьезно помогает РЖД, предоставляя площадки для выступлений на железнодорожных вокзалах. 

культура: А сам президент России бывал на фестивале?
Смирнов: Нет, но мы каждый раз ждем Владимира Владимировича. Это было бы для нас большой честью. 

культура: Могу предположить, что процесс подготовки, подведения итогов и выстраивание планов — круглогодичный.
Смирнов: Совершенно верно. Сразу после закрытия начинается гигантская работа по предоставлению отчетности спонсорам по расходованию средств. Должен сказать, что за все девять лет никаких замечаний не было. Затем — разбор полетов. Параллельно формируется состав участников следующего года, проводятся переговоры с потенциальными спонсорами. В январе-феврале уже понятна музыкальная программа, тема грядущего праздника, так что процесс действительно непрерывен. Единственное, что меняется, так это число организаторов: зимой мы справляемся силами 20–25 человек, а непосредственно перед фестивалем его готовят более двух тысяч. 

культура: Наверное, за девять лет у «Спасской башни» выработались и какие-то традиции?
Смирнов: Конечно. Мы открываемся возложением венка к Могиле Неизвестного солдата. В церемонии участвуют дирижеры и начальники команд, военные атташе стран-участниц. Доброй традицией стало шествие всех коллективов от Пушкинской до Кремля в первый день. В этом году, правда, из-за реконструкции центра Москвы оно прошло на ВДНХ. Однако в 2017-м мы обязательно вернемся на Тверскую улицу. Очень хорошим правилом стало то, что Красная площадь на время фестиваля не перекрывается: там размещаются детский городок и конный манеж, где выступает Кремлевская школа верховой езды. Большим успехом стали благотворительные концерты для москвичей в парках, скверах и на вокзалах. В целом из таких традиций и складывается лицо и имидж «Спасской башни». 

культура: В одном из интервью Вы сказали, что, если звучит духовая музыка, это или парад, или похороны. Как Вам кажется, удалось ли «Спасской башне» изменить стереотип?
Смирнов: Признаюсь, эту шутку я позаимствовал у музыкального руководителя фестиваля — народного артиста России генерал-лейтенанта Валерия Халилова. Я убежден, что духовая музыка нынче стала символом красоты и силы духа русского народа. Причем не только для старшего поколения, но и для молодежи. Если раньше духовые оркестры были атрибутом официальных мероприятий, то постепенно народ начинает чувствовать потребность в них и в повседневной жизни. Это показали и весенние вечерние концерты на ВДНХ. К моему удивлению и радости, к духовой музыке потянулись люди разных возрастов, ибо она, как ничто иное, объединяет, создает атмосферу праздника и здорового бодрящего оптимизма.