Светлые аллеи

Марина ИВАНОВА

26.07.2016

В июле на площадке Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» проходят открытые дискуссии урбанистов и архитекторов. Авторы концепций реконструкции столичных магистралей рассказывают и показывают, как будет выглядеть город по окончании работ, развернутых в рамках программы Правительства Москвы «Моя улица». Уже презентовали проекты благоустройства Садового и Бульварного кольца. Последняя встреча была посвящена Тверской и Новому Арбату.

«Мы попытались воссоздать Тверскую, по которой ходили наши родители, бабушки-дедушки», — ​сказала Александра Сытникова, руководитель проекта «Моя улица» бюро «Стрелка». И отметила, что одно из главных приобретений улицы — ​зелень. Ведь на обновленной магистрали вновь появятся липовые аллеи — ​они были вырублены в 1990-х. Всего высадят около сотни деревьев. От соли и реагентов корневую систему защитит высокий борт, а от вытаптывания — ​установленные на клумбах решетки.

Значительно расширится тротуар. Что никак не затронет интересы автомобилистов — ​количество полос останется прежним. Зато произойдет оптимизация их ширины до среднеевропейских стандартов — ​3,25 метра, а крайняя правая полоса для общественного транспорта составит 3,5 метра. Благоустройство позволит увеличить пропускную способность тротуаров Тверской в полтора раза — ​с 16 300 человек в час до 24 100. Ширина проезжей части составит 27,6 метра — ​это обеспечит движение машин по восьми полосам. Еще одна деталь: воздушные провода обещают убрать в кабельную канализацию.

Пешеходные зоны станут трехчастными. Мощение разделит тротуар на следующие сегменты: основной пешеходный, прифасадный и технический — ​сюда вернут деревья, расставят фонари и знаки. Темный и светлый цвета гранита позволят визуально разбить пешеходную дорогу на прогулочную и «хозяйственную». Причем оттенок материала будет гармонировать с тональностью фасадов зданий.

Переходы через примыкающие переулки сделают в один уровень с тротуаром — ​для удобства движения маломобильных граждан и людей с колясками. Новые остановки общественного транспорта оборудуют электронными табло с расписанием, деревянными сиденьями, бесплатным Wi-Fi и USB-портами для зарядки мобильных устройств. Эффективная организация пространства позволит устроить парковочные карманы и стоянки такси — ​последние появятся перед зданиями Театра имени Ермоловой, Центрального телеграфа, у Камергерского переулка и в других ключевых местах. На улице установят 73 фонаря, воссозданных по чертежам 30-х годов ХХ века, — ​архивные документы нашли в музее «Огни Москвы». А на площади перед «Известиями», на месте снесенного торгового центра «Пирамида», посадят яблони. Расти они будут в клумбах с поднятыми бортами — ​высотой 40 сантиметров. Тем временем на Страстном бульваре обещают оформить новые наземные переходы «с островками безопасности».

«Главная цель проекта — ​сделать Тверскую удобной для пешеходов, — ​напомнил главный архитектор бюро «План Б» Сергей Фомин. — ​Так как тротуары здесь небольшие, мы предложили систему мини-площадей на перпендикулярных улицах с зонами активности: лектории, уличные театры и так далее».

Кардинальные изменения происходят и на Новом Арбате. «При разработке концепции реконструкции улицы мы попытались глобально подойти ко всей ситуации, — ​рассказал Николай Ляшенко, совладелец архитектурного бюро «Цимайло, Ляшенко & Партнеры». — ​Не секрет, что в последние десятилетия Новый Арбат представлял из себя рваную, разрозненную городскую среду. Нашей главной задачей было создать единое пространство, имеющее собственную атмосферу в разных частях магистрали».

«Основная линия, которой мы придерживались: разделение Арбата на две части, — ​признался Ляшенко. — ​Зона на нечетной стороне — ​более динамичная среда обитания, где много магазинов, кафе, ресторанов, кипит бурная жизнь. Она сопоставима с пространством Елисейских Полей в Париже». Эту сторону специалисты бюро видят как единый бульвар — ​здесь появятся более ста деревьев и самая длинная в столице скамья. Мощение выполнят в серых тонах, привычных для Москвы. Парковки при необходимости превратятся в площадку для ярмарок и городских праздников — ​в таких случаях машинам доступ ограничат.

«Вторая сторона улицы, где находятся жилые дома, серьезно отличается, — ​считает архитектор. — ​Там совершенно другая атмосфера — ​более тихая, уютная, спокойная, люди смогут найти уединение. Мы хотели вернуть ауру старых площадей, поэтому выбрали темно-красный цвет мощения». Четная сторона будет «отсечена» от проезжей части «зеленой стеной». Около 180 деревьев разных видов высадят прямо в грунт. Корневую систему защитит бетонный бортик. Растения появятся и между парковочными местами.

«Город принадлежит всем, — ​заверил немецкий архитектор Мартин Рейн-Кано из бюро «Topotek 1». — ​Жители говорят, им нужны и парковка, и общественное пространство, и площадь, и магазины. Всегда стараемся это учитывать. Ведь одно и то же место можно использовать для разных целей. Скажем, на Новом Арбате мы организовали парковку, территория которой пригодна для проведения праздников. В рамках проектов часто спрашиваем у людей, что конкретно они хотят видеть — ​какие фонари, деревья, скульптуры, объекты… Это важно делать, дабы горожане чувствовали себя как дома. В Москве был создан сайт, где любой желающий мог поделиться своими соображениями. У каждого должна быть возможность внести что-то свое».

«Моя улица» — ​крупнейшая программа благоустройства в новейшей истории. Основная цель — ​сделать Москву городом, удобным для проживания. Столичное правительство уверено, что создание комфортной среды предоставит новые возможности для развития бизнеса: допустим, туристического или так называемого стрит-ритейла — ​торговли в коммерческих объектах, расположенных на первых этажах домов. Ведь на преобразившихся улицах в два, а в некоторых случаях и в четыре раза увеличивается число пешеходов. Кроме того, растет популярность велодвижения.

Работы начались в 2015 году. Тогда было реконструировано 47 улиц — ​то есть 147 километров пешеходного пространства. Создано 60 дополнительных наземных переходов в центре города. Размещено более тысячи фонарей.

В 2016-м в программу вошли 59 адресов. В первую очередь это касается знаковых московских магистралей, а также Бульварного и Садового кольца: для них разработали уникальные проекты. Например, Садовое снова будет оправдывать свое название — ​здесь высадят около 1500 деревьев и восстановят историческую справедливость: когда-то эта была самая длинная зеленая магистраль города. Планируется расширить пешеходную зону и увеличить парковочное пространство. Остановки общественного транспорта снабдят билетными автоматами, электронными табло и бесплатным доступом в интернет. Бульварное кольцо собираются объединить в единый пешеходный маршрут — ​«Линейный парк» — ​он задействует примыкающие улицы, переулки, площади и скверы. Появится и велосипедная полоса — ​правда, односторонняя. Парковочные места обещают сохранить на 95 процентов, а вот всю лишнюю рекламу уберут.

В этом году московские власти также намереваются благоустроить 49 парков и 14 рекреационных территорий. Программа «Моя улица» продлится до 2018-го — ​к тому времени столичное правительство планирует привести город в порядок и сделать его комфортным для всех жителей.