Снимают по одежке

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.10.2015

В ГУМе открылась выставка «Старинный костюм в кино», посвященная столетию Киностудии им. Горького. Полюбоваться на платья, капоры и мундиры, в которых щеголяли герои любимых фильмов, можно до 31 октября.

Всего представлено около ста экспонатов. Некоторым из них стукнуло уже полтора века. Надо сказать, к выбору каждой детали в советском кино подходили тщательно. Чтобы получить правдоподобную и красивую «картинку», даже покупали шелковые и парчовые туалеты XIX века.

Показанные юбки, мантильи и кафтаны стилистически относятся к разным эпохам. Есть, например, костюмы из фильма «Юность Петра», в которых снималась Наталья Бондарчук: выполненные на рубеже XIX–XX веков, они имитируют одежду конца XVII — начала XVIII столетия. Кроме того, представлены платья, созданные в 20-е: сшитое в Союзе напоминает эскизы Варвары Степановой, а его западный «ровесник» — наряд эпохи джаза. Отдельно — стенды с головными уборами: шляпками, кокетливыми капорами, богато украшенными венцами.

На выставке также можно увидеть роскошный кафтан (правда, табличка сообщает, что леопардовая отделка — это крашеная цигейка), сшитый опять-таки на рубеже XIX–XX веков. Его носил Олег Басилашвили, сыгравший князя Ивана Долгорукова в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях» (1970). Другой ценный экспонат — парадная камергерская форма того же периода — был куплен для Александра Вертинского, исполнившего роль князя в ленте «Анна на шее». А для Михаила Пуговкина — царя Еремея из фильма «Варвара-краса, длинная коса» — пришлось приобрести красный бархатный кафтан. Также в экспозиции представлено платье из серо-голубой шерсти, сшитое для Настасьи Кински, сыгравшей главную роль в картине «Униженные и оскорбленные». Кстати, чтобы зрителям было проще вспомнить тот или иной эпизод, рядом с манекенами установлены экраны, где показывают фрагменты фильмов.

Некоторые детали туалетов относятся к легендам кино лишь опосредованно. Например, кремовый, отделанный черными шелковыми лентами лиф платья, по мнению организаторов выставки, мог послужить прототипом костюма Фаины Раневской в фильме «Свадьба» (1944). 

Впрочем, даже безымянные костюмы — например, купленные для так и не снятого в 1967-м фильма «Щелкунчик» — заставляют посетителей замереть от восхищения. Вот она: настоящая сила искусства.