Антарктида во сне и наяву

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.08.2015

Полюбоваться на ледяной континент в летний московский полдень предлагает Мультимедиа Арт Музей, где проходит выставка «Антарктида. История. Антарктопия».

Концепция экспозиции не совсем обычна. Есть работы и для консервативного зрителя, привыкшего к традиционной развеске фотографий, и для любителя современных арт-объектов. С одной стороны, проект посвящен истории покорения Антарктиды. На стенах по периметру зала — черно-белые снимки, показывающие, что обычно скрывается за сухими информационными сводками. Скажем, известно, что в зависимости от сезона на ледяных просторах проживают от четырех тысяч человек (летом) до одной тысячи (зимой). Более того — здесь даже рождаются дети: первый случай зафиксирован в 1978 году, когда на свет появился Эмилио Маркос Палма. Однако далеко не все задумываются о реальных условиях существования на самой южной точке Земли. И тогда на помощь приходят фотографии, полные бытовых и героических деталей. Например, можно узнать, как готовят обед для научных сотрудников обсерватории «Мирный» (1957). Или увидеть портрет пекаря с результатом его трудов — свежими буханками хлеба (1980). Следующий кадр — тоненькие растения на окне: скромный огород, выращенный геофизиком советской экспедиции Геннадием Моисеевым (1980) .

В первую очередь, Антарктида — это постоянная борьба со стихией. Здесь нередки температура минус 60 градусов и ледяные ветра, дующие со скоростью 150 километров в час. Фотографии показывают, какой ценой дается освоение ледяного материка. Так, на одном из снимков запечатлен застрявший во льдах корабль: научно-исследовательское судно «Михаил Сомов», которое провело в вынужденном дрейфе 133 дня. Следующий кадр — настоящий хэппи-энд: капитан этого корабля Валентин Родченко рапортует в связи с успешным окончанием рейса (1985). Еще один пример героического сопротивления обстоятельствам связан с пожаром на станции «Восток». Расположенная в районе с говорящим названием Полюс холода Земли, она оказалась обесточена на восемь месяцев. Однако полярники не сдались и, отогреваясь обычными буржуйками, сумели дождаться помощи.

Вторую часть экспозиции составляет международный проект «Антарктопия», презентация которого прошла на 14‑й Архитектурной биеннале в Венеции. Это своего рода фантазия (скорее художественная, чем научная) на тему инфраструктуры в Антарктиде. Главная идея состоит в том, что при освоении континента мало кто задумывался об эстетической стороне дела, да и вообще — как существовать не в антагонизме, а в согласии с ледяным пространством. Скажем, Алексей Козырь и Илья Бабак предлагают создать антарктическую оранжерею с полярными растениями, которые комфортно чувствуют себя при низких температурах. С одной стороны, здесь можно будет проводить научные разработки, с другой — устроить зону отдыха. Стюарт Вич и Маша Вич-Космачева мечтают о «мигрирующем городе»: архитектурных дирижаблях, где инфраструктуру составляли бы мобильные энергетические станции, питающиеся от космических солнечных электростанций. А Заха Хадид предлагает запредельно футуристический проект: трансформируемый антарктический научно-исследовательский центр. Насколько жизнеспособны фантазии авторов, мечтающих организовать пространство на ледяном континенте на особый лад — покажет время. А пока можно посмотреть на достижения минувших лет, запечатленные на фотографиях, и порадоваться: хорошо, что человечество еще не разучилось мечтать. Впрочем, некоторые художники — например, Александр Зеликин — честно говорят: их идея — целиком художественная, и к науке никакого отношения не имеет.