22.05.2015
За недолгую — 56-летнюю — жизнь им было спроектировано немало зданий, перекроивших облик прежней Москвы. Например, знаменитая 16-этажная высотка на Садово-Кудринской (площади Восстания), Государственный Кремлевский дворец — ранее Кремлевский дворец съездов, построенный и спроектированный, кстати, за 11 месяцев. А также Новый Арбат, важная артерия столицы, и павильон СССР на выставке «ЭКСПО»-67 в Монреале. Эти и другие глобальные проекты Ашот Мндоянц задумывал и осуществлял на пару с архитектором Михаилом Посохиным: у них был уникальный тандем.
— Пожалуй, в истории нет больше примеров подобного сотрудничества, — отметил Михаил Посохин-младший. — Это были не только друзья, но и люди, одинаково понимавшие задачи, стоявшие перед советской архитектурой.
Нынешнее событие состоялось во многом благодаря поддержке Российской академии художеств. В каком-то смысле это жест признательности со стороны Зураба Церетели, которому, как рассказал первый вице-президент РАХ Олег Кошкин, Мндоянц полвека назад дал путевку в большое искусство.
— В 1965 году Ашот Ашотович приехал в Тбилиси и посетил мастерскую Зураба Константиновича, которому был 31 год, — объяснил Кошкин. — Посмотрел мозаики и, посоветовавшись с Михаилом Посохиным, пригласил Церетели выполнить ряд работ для курортного комплекса в Пицунде: шесть композиций и интерьеры гостиничных зданий.
На открытии, которое получилось камерным, но все же торжественным, присутствовала семья Ашота Мндоянца, в том числе его жена Вероника Самсоновна. Сын мастера, Сергей Мндоянц рассказал, что в этом тихом уголке Москвы их семья пережила немало счастливых моментов:
— В коммунальной квартире нашими соседями были будущий главный режиссер театра имени Маяковского Андрей Гончаров, главная арфистка Большого театра, а еще — замечательная старушка — выпускница Смольного института... Мы переехали сюда после тяжелых для семьи событий и именно здесь в 1942-м отец с Михаилом Посохиным получили важный заказ — реконструкцию дворца Апраксина для Наркомата обороны на Знаменке (улице Фрунзе). Хотя исход войны еще не был предрешен и немцев только-только отбросили от Москвы. Для отца как для архитектора это стало переломным моментом. А дальше — другие заказы, награды, премии...
И теперь — еще один важный шаг в признании Ашота Мндоянца, воплотившего в творчестве лучшие черты советской архитектуры: масштаб, грандиозность, размах.