Право рубля

Нильс ИОГАНСЕН

05.03.2015

В Госдуму может быть внесен в весеннюю сессию законопроект, согласно которому с 2016 года в России будет отменен транспортный налог. Смысл нововведения — не только снизить бремя нагрузки на физических лиц, но и насытить отечественную экономику современной техникой.

Автором документа является глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. По его словам, в настоящий момент собираемость налога не превышает 60%, он представляет собой одну из главных проблем для отечественных мытарей. Ведь большинство частников и владельцев компаний считают его излишним, несправедливым и, по сути, вторичным. Поэтому стараются не платить.

Согласно данным нефтяников, около 70% стоимости литра топлива на АЗС составляют различные налоги и сборы. То есть само сырье, затраты на переработку и логистика едва превышают 20% в цене горючего. Иными словами, заправляя автомобиль, мы и так платим в казну, причем довольно много. «Транспортным налогом должна быть цена горюче-смазочных материалов», — уточняет Евгений Москвичев. Топливо и так постоянно дорожает, поэтому единовременные плюс 5% к его стоимости никто не заметит. Вот вам и отмененный налог.

Но только этим положительные изменения не будут исчерпаны. Сегодня степень наполненности российской экономики различной техникой находится на крайне низком уровне. Покупать машины, прежде всего специальные, которые используются не очень часто, просто невыгодно. Ведь если трактор, кран или экскаватор простаивает, за него все равно нужно платить транспортный налог, то же самое касается автобусов, грузовых автомобилей и прицепов. По прогнозам Минэкономразвития, в 2015 году снижение автомобильного грузооборота в РФ составит 3,7%, а пассажирооборот упадет на 1,8%. Бороться с этим предлагается при помощи программ субсидирования региональных перевозок, но это дополнительная нагрузка на госбюджет.

Отмена же транспортного налога позволит не только сэкономить казенные средства, но и придать импульс отечественному автопрому. Ивановские краны, тверские экскаваторы, самосвалы и фуры КамАЗ, полуторки ГАЗ станут более востребованными, следовательно заводы увеличат обороты и налоговые отчисления. А строители перестанут планировать земляные работы по принципу «двадцать гастарбайтеров заменяют один экскаватор». Эффективность экономики в целом вырастет. Да и у граждан больше не возникнет дилеммы — покупать хорошую мощную машину или же плохую, но с низкой налоговой ставкой. Это откроет дорогу на наш рынок современным разработкам, которые пока что внедрять просто невыгодно.