Посмотрите, вот он без страховки идет

Нильс ИОГАНСЕН

19.07.2013

Минфин выступил с предложением отказаться от всех видов обязательного страхования уже к 2020 году.

«Этот путь, как показал рынок ОСАГО, тупиковый», — заявил замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, рассказывая о проблемах страховой отрасли. И озвучил предложение своего ведомства — через семь лет добровольно-принудительные полисы с регулируемыми государством тарифами ликвидируются. С обязательного страхования предложено перейти на так называемое «вмененное». Когда клиент выбирает, от каких именно рисков и на какую сумму ему стоит защитить себя или свой бизнес.

Последствия этой реформы можно предсказать уже сегодня. Так, отмена ОСАГО, по которому сейчас можно получить хоть небольшую компенсацию, автоматически приведет к увеличению числа конфликтов. И росту финансовой нагрузки на население.

Сегодня автогражданку рассматривают как некий дополнительный дорожный налог. Поэтому при первой возможности люди от него постараются избавиться, заключив самый дешевый договор с копеечным покрытием. Ведь система «вмененного» страхования позволит приобрести полис ответственности с лимитом выплат, положим, в десять тысяч рублей. Конечно, сознательные граждане, которые и сегодня берут так называемое «расширенное» ОСАГО (с компенсацией в миллион рублей и больше), продолжат покупать нормальную автогражданку. Но число таковых, скорее всего, останется мизерным. И вероятность того, что в вас въедет машина, у водителя которой «игрушечный» полис, приблизится к 100%. А ДТП снова станут причиной разборок с участием бандитов и продажных гаишников. Альтернатива — покупать КАСКО и добровольное медицинское страхование. Тогда авто точно починят, а людей вылечат. И вот тут-то страховые компании (СК) не упустят своей выгоды.

Страхование общественного и грузового транспорта, строений, опасных объектов — все это тоже хотят сделать «вмененным». То есть бизнес будет сам решать, стоит ли покупать дорогой полис на автобус, самолет или платить за финансовую защиту посетителей торгового комплекса на случай пожара, обрушения кровли и иных бед.

Сегодня, когда предпринимателей вынуждают страховаться по неким лимитам, пусть и не самым высоким, в случае катастрофы все-таки есть возможность получить материальное возмещение ущерба. Конечно, оно невелико, да и СК всеми правдами и неправдами пытаются не платить. Ссылаясь, например, на то, что были нарушены некие условия страхования, СНиПы, ПДД или иные нормы. Тем не менее деньги получить можно, особенно если дело «громкое». СК «Согаз» заявила, что заплатит пострадавшим в страшном ДТП под Подольском, когда «КамАЗ», управляемый гражданином Армении Арутюняном, протаранил рейсовый ЛиАЗ и погибло 18 человек. Автобус был застрахован в соответствии с действующими лимитами и тарифами, поэтому травмированным пассажирам перечислят по 600 тысяч рублей, семьям погибших — по два миллиона. А был бы полис «вмененным» — покрытие оказалось бы раз в десять ниже. Бизнес любит экономить.

В свете предложений Минфина российским общественным организациям, как это ни парадоксально, наверное, следует подумать об организации нового движения. Если до сих пор воевали за отмену ОСАГО и прочих страховых поборов, то как бы не пришлось заняться обратным. То есть протестовать по поводу ликвидации автогражданки. А также транспортного, строительного и иного обязательного страхования. Ведь если это произойдет, станет еще хуже. Причем намного.

Хочется надеяться, что государство все-таки не станет проводить реформу страховой отрасли по столь либеральному сценарию. Пусть полис станет «вмененным», но останется вменяемым. Все равно должен быть некий лимит, ниже которого опускаться нельзя. И хорошо бы еще тарифы СК ограничить, дабы людей зря не обирали. Но тогда нужна ли эта реформа вообще?