Пушистый акциз

Нильс ИОГАНСЕН

19.06.2014

Одежда и обувь вскоре могут обзавестись специальными бирками — наподобие акцизных марок, которые мы уже привыкли видеть на каждой бутылке с алкоголем. Минпромторг выходит на тропу войны с контрафактной продукцией. В первую очередь RFID-метки прицепят к шубам и модельной обуви.

Согласно данным Ассоциации компаний розничной торговли, около 90% шуб из натурального меха ввозится в Россию нелегально или по «серым» схемам. Да и не особо этот импорт и натуральный. Бизнес на «мексиканском тушкане» процветает, ушлые коммерсанты — как иностранные, так и наши — сбагривают доверчивым покупателям изделия из меха неведомых зверушек. Особенно запущена ситуация по шубам из так называемой «стриженой норки». Стригут в основном с тех, кто желает прибарахлиться задешево. Но, как известно, скупой платит дважды. А то и трижды.

С обувью еще хуже: если контрафактным мехом здоровью не навредить, то «натуральная кожа» ряда азиатских производителей грозит химическими ожогами. Аналогичные случаи нередки с «паленым» китайским трикотажем, спортивными костюмами из синтетики и женским бельем. Все это выдается за «фирму», страдает репутация известных производителей.

Заведомо качественный, официальный товар предлагается маркировать бирками радиочастотной идентификации (RFID — Radio Frequency Identification). Это мини-чип, который не стоит практически ничего, а информация с него считывается дистанционно. Идет по рынку или магазину проверяющий со специальным сканером, и ему все видно на экранчике. Вот эти туфли нормальные, те шубы тоже. А на соседнем прилавке «левак», торговую точку надо закрывать.

RFID-технологии уже применяются в ряде отечественных магазинов, а на Западе — практически повсеместно. Удобно: на кассе не нужно проводить лазерным сканером по штрих-коду, экономится время. И товар незаметно не вынесут.

Маркировка вряд ли скажется на ценниках — стоимость одноразовой самоклеящейся метки составляет около 20 центов. А при значительных объемах еще меньше.

Конечно, при помощи такого хай-тека полностью победить контрафакт не получится. Рынок водки — тому пример. Но ведь нет уже прежнего беспредела с «левым» алкоголем, хотя акцизные марки при желании не так уж и трудно купить. Вот только покупателя — теневого спиртового короля — нередко «принимают» в момент обмена госдензнаков на вожделенные наклейки.