Приватизация: малый назад

Нильс ИОГАНСЕН

21.04.2013

В среде прозападно настроенных экономистов принято считать, что госкомпании неэффективны в принципе, их необходимо срочно приватизировать. Каждый шаг в этом направлении воспринимается на ура. А вот обратные процессы — и тем более их пользу — замечать как-то не принято.

Но произошло событие, которое можно назвать знаковым: поручение президента страны о восстановлении государственного контроля над «Газпромом» наконец-таки выполнено. По данным СМИ — у государства фактически прибавилось 0,23 % акций компаний: было под контролем 49,775 %, стало 50,005 %. Казалось бы ерунда, но тогда почему же сыр-бор тянулся аж с 2005 года — почти восемь лет? Выходит, произошедшее вовсе не мелочь, если к этому шли так долго.

Штука в том, что если контрольный пакет акций окажется в руках у государства, то это будет означать, что оно — как главный акционер — на совершенно законных основаниях сможет проводить ту экономическую политику, которая выгодна стране. А не каким-то иностранным финансовым спекулянтам типа Уильяма Браудера, которые в свое время получили доступ к ценным бумагам российских компаний. Интерес подобных людей прост: хапнуть денег, не заплатив при этом налоги. И вывести прибыль к себе домой. Неудивительно, что после того как контрольный пакет перейдет в собственность государства, концерн потеряет привлекательность для любителей легких денег. Отметим в скобках, что переход к государству контрольного пакета акций «Газпрома» не приведет к росту их стоимости. Акции на рынке живут своей отдельной жизнью, их курс зависит от множества факторов.

На газовом монополисте власти останавливаться не намерены. Недавно появилось исследование, где черным по белому написано: инвестиции в акции таких госкомпаний, как Сбербанк, «Транснефть», АЛРОСА, «Совкомфлот», РЖД, «Зарубежнефть» и «Аэрофлот», тоже бесперспективны. При этом никто не скрывал, что сей труд заказало государство. Читаем между строк: ребята, госпакеты акций этих структур мы вам не продадим, всего хорошего.

Вот так: скупить российские алмазы, нефть, железные дороги, флот, банковскую систему и авиацию не получится. В других отраслях — дерзайте, приватизацию никто не отменял. Но с бездумным расточительством она теперь не будет иметь ничего общего.

С другой стороны, пойдет ли эта — не то чтобы национализация, но, будем называть вещи своими именами, очевидное притормаживание процесса приватизации — на пользу экономике? Ведь принято считать, что частник управляет эффективнее, чем государство. На самом деле, не все так просто. Возьмем, к примеру, рынок сотовой связи и посмотрим, кто там самый успешный. Оказывается, не частники. Две верхние позиции занимают компании с заметным государственным присутствием: в одной у государства сосредоточен крупный пакет, в другой — не менее крупное влияние: не случайно именно ей доверили обслуживать проект «Сочи-2014».

Кстати, вы заметили, что все наши олигархи отчего-то попритихли? Не дают больших интервью, не хвалятся прибылями... А зарубежные проекты наших воротил потихоньку сворачиваются... К чему бы это? Дело в том, что в случае «огосударствления» компании на ее зарубежную собственность тут же по суду наложат лапу возмущенные акционеры из числа иностранных инвесторов. Следовательно, такие рисковые активы предусмотрительным олигархам совсем не нужны. Да и вообще: нехорошо хвастаться перед бедным в своей массе народом. Один уже дохвастался, сейчас вон рукавицы шьет.