Игры киприотов

Нильс ИОГАНСЕН

22.03.2013

На некогда благополучнейшем оффшорном Кипре — хаос и кризис. Инвесторы срочно стараются вытащить деньги из местных банков.

Хороший урок преподнесли киприоты. Во-первых, всем инвесторам в экономику еврозоны, а также ее жителям, наглядно продемонстрировано, что в любой момент правила игры могут измениться. Во-вторых, вдруг выяснилось, что неприкосновенностью частной собственности — одним из постулатов либерального общества — можно пренебречь. В-третьих, разговоры про «надежные западные банки» — очередной миф.

То, что экспроприировать средства власти Кипра пока не решились (во всяком случае, на момент сдачи номера в печать), ничего не меняет. Сегодня подумали, завтра передумали — деньги-то надо добывать...

А добывать неоткуда: островная экономика — банкрот. «За последние несколько лет цены на бензин выросли в три раза, на продукты питания — в пять-шесть раз. Сельское хозяйство разорено, его убили импортные поставки, торговля почила под натиском европейских розничных сетей, в общем, ничего не осталось. Если с острова будут выведены капиталы, то вообще непонятно, на что тут люди будут жить», — говорит российский предприниматель Владимир Спирин, живущий и работающий на Кипре.

Собственно, обычные последствия глобализации, ничего нового и необычного, Кипр превратили в «банановую республику», специализирующуюся на одном-единственном продукте — финансовых услугах. И когда по каким-то причинам они стали не нужны, государство обанкротилось. Отличный урок нашим отечественным либералам, которые выступают против диверсификации российской экономики: типа зачем нам развивать собственное производство, купим все на деньги от нефти и газа. А если спрос на углеводороды упадет? Тогда будем изображать из себя один большой Кипр площадью в 17 миллионов квадратных километров...

Вариантов у островных властей всего два: потрошить банковские счета на манер обычных грабителей либо объявлять суверенный дефолт. При любом раскладе российские граждане и компании, работающие на Кипре, пострадают. Собственно, юрлица уже понесли огромные убытки. В оффшорной зоне расположены расчетные центры Сбербанка, ВТБ, «Северстали», «Мечела» и других крупных компаний. Кипр в мировой финансовой системе, выражаясь компьютерным языком, был хабом — сетевым распределителем. Ударь по нему молотком — вся сеть останется без связи. Вот и стукнули. Платежи не идут, контракты (по всему миру!) не исполняются, товары не поставляются — убытки исчисляются суммами с огромным количеством нулей.

Кстати, если это продлится еще неделю, на Кипре самым банальным образом станет нечего кушать, «за так» на остров никто ничего не повезет. Делаем еще один вывод: России нужно укреплять свою продовольственную безопасность, не жалеть средств на поддержку села.

В этой ситуации, бесспорно, потенциально выгодной для России, наши власти могут оперативно принять меры, способные не только вернуть в страну капиталы, но и привлечь зарубежные. Момент уж больно хороший, например, для того, чтобы ускоренными темпами запустить в Москве давно задуманный Международный финансовый центр. И перехватить роль хаба всемирной торговли.