Право страхового выбора

Нильс ИОГАНСЕН

12.03.2014

Минфин внес в Госдуму поправки к закону об ОСАГО, согласно которым автовладелец будет иметь выбор — получить возмещение деньгами либо взять направление на ремонт. Могут и повысить сумму по ущербу технике — с нынешних 120 000 рублей до 400 000. 

Согласно действующему законодательству, из 400 000 покрытия по автогражданке максимальные выплаты по ущербу имуществу — всего 120 тысяч рублей. Пострадавшая сторона получает деньги на банковскую карту и затем самостоятельно чинит машину. Средств всегда не хватает, при расчете ущерба лукавые страховщики ловко учитывают «амортизацию» авто. То есть стоимость крыла или бампера десятилетней машины, по их мнению, сущие копейки. Вот только на такие гроши запчасти не купить...

Проблема назрела давно, она — главный порок ныне действующей системы ОСАГО. Получив мизерную выплату, покрывающую лишь часть ремонта, автовладелец начинает судиться со своим обидчиком. По сути, значительная часть самого смысла автогражданки теряется.

А вот предложенный Минфином ремонт — вариант. Ведь стандартное требование пострадавших в ДТП автолюбителей: «Сделайте мою машину такой, какой она была до аварии». Придумано не чиновниками, а простым народом. При этом, естественно, в лимитированные 120 000 уложиться сложно. Соответственно, если нет пострадавших, то всю сумму покрытия можно пустить на запчасти и автосервис.

Положим, у вас Volkswagen Golf IV (1997–2005) — надежная и ликвидная машина. В ДТП повредили дверь, деталь на замену — не отрихтовать. Сегодня по ОСАГО вам заплатят пару тысяч рублей, не хватит даже на покупку бывшей в употреблении запчасти с авторазборки (3000–5000 рублей). Не говоря уже о том, что ее нужно покрасить (5000–7000) и установить (2000–3000). Плюс «расходники» — дверные уплотнения одноразовые, их придется брать новые, оригинальные. Еще 2000–3000 рублей, а то и поболее. Плюс всякие пистоны крепления обивки и прочие небюджетные мелочи. Вроде бы пустяковый ремонт, но обойдется он около двадцатки, никак не меньше...

Жизнь автовладельцев, с одной стороны, должна упроститься. Повредили машину — получил направление в сервис, и забыл о проблеме. Все починят. А вот как именно — это уже другая сторона медали. При неизбежном росте издержек компании начнут экономить, искать наиболее бюджетные варианты ремонта. Уже сегодня ряд официальных дилеров уличили в том, что они отдают гарантийные машины «на аутсорсинг» в гаражные мастерские. А уж страховщики и вовсе не станут стесняться. Но лучше ездить на отремонтированном у «умельцев» авто, чем ходить пешком и бодаться со страховой компанией. Как правило, это бесполезно.

Пока предложение Минфина — не более чем проект. И вовсе не факт, что страховое лобби его поддержит. Ведь вследствие увеличения нагрузки на отрасль многие участники рынка неизбежно разорятся. Впрочем, этот процесс и так уже идет при поддержке крупнейших СК. Им выгодно, чтобы полисами ОСАГО торговали лишь избранные, конкуренты никому не нужны. Поэтому перспективы у законопроекта неплохие.