Бензин для бедных

Нильс ИОГАНСЕН

23.02.2014

Бензин по 15 рублей за литр — о возможности осуществления этой мечты российских автолюбителей высказался президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий Шмаль. Правда, горючее по себестоимости получат не все, а только малоимущие граждане.

100–200 литров дешевого топлива в месяц на человека — на такие объемы предлагает ориентироваться Геннадий Шмаль. Плюс — выделять бензин больницам, школам и прочим общественным структурам. Очевидно, что это — голос всех нефтяников. Настоящая социальная ответственность бизнеса.

В розничной стоимости литра автомобильного топлива на АЗС (от 30 рублей за самый ходовой Аи-92) около 16 рублей приходится на различные налоги и сборы. Примерно 7 рублей — затраты на сырье и его переработку. Еще 6–7 рублей — совокупный заработок оптовых и розничных торговцев. Для проекта «социального» топлива г-н Шмаль предлагает отменить госсборы, и тогда 15 рублей за литр — вполне реальная цифра.

Россия — страна с крупнейшими в мире запасами углеводородов — догнала и уже обгоняет страны, вынужденные импортировать энергоносители. Так, в США, где более 50% нефти ввозится, литр бензина типа Regular (аналог Аи-92) сегодня стоит 87 центов. В переводе на наши единицы — те же 30 рублей за литр. При этом в себестоимость сырья уходит 23 рубля, на переработку — 1,5 рубля, розничная наценка — 3 рубля, а государство добавляет всего три рубля налогов — в долларовом эквиваленте, разумеется.

Если же сравнивать уровень зарплат, то становится еще грустнее. Даже самые бедные американцы — дворники, грузчики, разнорабочие — в переводе на рубли получают более 60 тысяч в месяц (25 тысяч долларов в год). Средняя зарплата в РФ — около 30 тысяч рублей. Выходит, ВСЕ американцы — и неимущие, и вполне обеспеченные, да и миллионеры тоже, пользуются «социальным» автомобильным топливом.

Примечательно, что инициатива о «народном» бензине исходит не из Госдумы, а от представителя бизнеса. Видимо, там понимают, что люди начинают нервничать. Нефть дешевеет, а ценники на АЗС стремительно растут. Потому что налоговая нагрузка на отрасль продолжает увеличиваться. Так, акциз на автомобильное топливо с этого года подняли еще на 5,3%, НДПИ — на 4,9%, в 2015-м запланировано соответственно, на 4,9% и 7,5%. Иллюзия доступности бензина для всех слоев общества нужна в первую очередь бизнесу, ведь в противном случае дело может закончиться сгоревшими бензоколонками.

Инициатива Союза нефтегазопромышленников вполне реализуема. От претендентов на дешевый бензин тоже не потребуется ничего особенного. Чтобы человека признали малоимущим, достаточно собрать стандартный набор справок. Так пенсионеры, например, получают льготы по ЖКХ. Но вот засада: вдруг обеспеченные люди оперативно перепишут свой автотранспорт на бедных родственников?..