Рынок внутреннего сгорания

Нильс ИОГАНСЕН

06.02.2014

Тридцать рублей за литр самого ходового топлива марки Аи-92 — цены на горючее преодолели психологическую отметку. На фоне снижения стоимости барреля тенденция выглядит противоестественно.

Рост цен на мировом рынке — любимый аргумент наших нефтяников, которым они оправдывают повышение стоимости бензина и дизтоплива на российских АЗС. Довод некорректный, так как себестоимость производства у них рублевая, она не зависит от котировок на NYMEX и других биржах. 

Однако сегодня невозможно оперировать даже этим шатким оправданием, нефть продолжает дешеветь. Если в начале 2013-го баррель Brent стоил около $120, то в начале 2014-го он подешевел до $112, а сегодня опустился уже до $105. Таким образом, с начала сего года котировки нефти стали ниже на 6,2%, предпосылок к росту нет. А вот внутрироссийские оптовые цены за тот же период продемонстрировали рост. 92-й подорожал на 5,8%, 95-й — на 4,5%. Это данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи. В отдельных регионах ситуация еще хуже: оптовики задрали ценники на 9-10%.

Более чем странно. Ведь середина зимы — период минимального спроса на горючее. Люди ездят не особо, сельское хозяйство, которое летом всегда увеличивает спрос и стимулирует рост оптовых цен, «спит» до весны. Зимой оптовые цены на бензин наиболее низкие, а разница между ними и розницей — наоборот, максимальная. Именно эта высокая маржа и компенсирует падение спроса.

Компании уже попытались найти новый аргумент: в связи с ростом курса доллара и евро поставки нефтепродуктов за границу стали более выгодны. Однако ценообразование (с учетом налогов, таможенных и иных сборов) таково, что торговать бензином в России до сих пор значительно прибыльнее, чем гнать его за бугор. Даже с учетом роста иностранных валют.

Получается, никакой логики в действиях нефтяников нет. Компании уже не утруждают себя поиском правдоподобных аргументов, а просто задирают цены. Такая тактика явно противоречит намерениям власти сделать российские товары более конкурентоспособными за счет дешевой национальной валюты. По идее, в условиях стабильности цен на ресурсы, имеющие рублевую себестоимость, бизнес действительно получает определенную фору, в особенности при экспортных поставках. Но вся беда в том, что стабильности не наблюдается.

О причинах можно только догадываться. Если бы речь шла только о частных нефтяных компаниях, можно было бы говорить о саботаже курса президента. Но ценники растут везде, в том числе и на АЗС государственной «Роснефти». И на ее оптовых базах.

Хочется надеяться, что власти все-таки разберутся с творящимся беспределом на топливном рынке. По-другому нынешний рост цен назвать нельзя.