Автовладельцы зашипят

Нильс ИОГАНСЕН

25.10.2013

Член комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев предложил ввести дополнительные акцизы на шипованные автопокрышки. Потому что они портят асфальт.

Разрушают — факт. Но весьма умеренно, в пределах допустимых норм. Во всяком случае, те страны, где подобная резина активно эксплуатируется, не славятся плохими дорогами. Взять, к примеру, Скандинавию — с 1 ноября по 31 марта (а то и по первую декаду апреля) в Финляндии, Швеции и Норвегии зимние покрышки обязательны. Причем шипованные особо приветствуются. Там даже нет специального знака типа нашего «Ш» — наличие твердосплавных включений в колесной обувке дело обычное. А дороги... Кто в этих государствах бывал, знает, какого качества северные трассы.

Летом, действительно, на шипах не покатаешься — оштрафуют. Но это, скорее, защита от немногочисленных дураков и лентяев, которые, увы, встречаются везде. Что же касается Западной Европы, где законодательством разрешена лишь «простая» зимняя резина, то на нее равняться бесполезно. Немцам, итальянцам, испанцам и французам можно вообще передвигаться на «всесезонке». Что они, собственно, и делают. Снега зимой там практически не бывает. Альпы не в счет.

Теперь вернемся к отечественным реалиям. Возьмем широко распространенный типоразмер 185/65R15. Шипованная зимняя резина отечественного производителя обойдется менее чем в две тысячи рублей за колесо, за недорогие импортные аналоги придется отдать чуть больше. А вот так называемая «липучка» — нешипованная резина с развитыми ламелями, которые цепляются за лед, — уже кусается. Более-менее приличные колеса встанут по 2500–4000 рублей за скат.

Экономика вопроса, в общем, понятна. Равно как и причины появления инициативы. Производителям дорогой резины нужно расширять рынок сбыта. А чем это обернется стране?

Жертвами. Вся зимняя резина автоматически подорожает, и граждане с ограниченным бюджетом начнут ставить самую дешевую. Например, китайскую, которая на гололеде не тормозит. Или вообще будут продолжать кататься на летней. Да здравствует «день жестянщика»!

Особенно тяжелые последствия можно спрогнозировать в провинции, где дороги не принято регулярно чистить. Именно там недорогая отечественная зимняя резина с шипами и развитыми грунтозацепами особенно актуальна. Одно время в РФ была даже идея пойти по скандинавскому пути — обязать всех переобувать авто к 1 ноября. Но те же депутаты ГД ее завернули как «антинародную».