Жизнь без дублей

Вера ЦЕРЕТЕЛИ, Тбилиси

16.05.2013

Тбилиси простился с Отаром Мегвинетухуцеси — народным артистом СССР, знаменитым Датой Туташхиа из фильма «Берега». С его уходом закончилась эпоха великих грузинских трагиков.

Где бы ни появлялся Отар, его невозможно было не заметить — статная, высокая фигура, гордая осанка и ощущение человеческого достоинства. На сцене он буквально завораживал. Молчание в трагические моменты и напряженная статичность казались красноречивее любых монологов. Он был словно дремлющий вулкан. Лишь в критические моменты языки скрытого пламени прорывались в блеске серо-голубых глаз.

Тбилиси прощался со своим кумиром 12 мая в Театре имени Марджанишвили. И зрительный зал, и галерка были забиты. Мегвинетухуцеси был не просто выдающимся актером — разноплановым и при этом невероятно органичным. Покоряла его благородная красота, царственная — но без всякой надменности — стать. А главное, в нем ощущалась внутренняя, глубинная человечность. Все его герои — и цари, и бесприютные нищие, и отрешенные от мира наивные мудрецы — несгибаемые максималисты, сохраняющие свое «я» несмотря ни на что, как и он сам. Его Царь Эдип, Сирано, Лир, Дон Кихот, Отелло, Креон в Театре Марджанишвили и на сцене МХТ в постановке Темура Чхеидзе, вереница грузинских героев — Пиросмани, персонажи фильмов Тенгиза Абуладзе «Мольба», «Древо Желания», незабываемый Уджуш Эмха в спектакле «Хаки Адзба» и, конечно, благородный разбойник Дата Туташхиа в сериале «Берега» Гиги Лордкипанидзе — эти персонажи останутся в памяти навсегда.

«В Дате Туташхиа ничего не играл. Это человек моей мечты, каким я сам хотел бы быть», — признавался актер. Сам он не терпел лжи и несправедливости, оставаясь и в жизни неисправимым правдолюбцем.

Мегвинетухуцеси обладал исключительным, многогранным талантом, не очень востребованным в последнее время. Он мог сыграть все, используя даже элементы гротеска, — казалось бы, невозможные в стилистике глубинной психологичности. «На сцене дублей не бывает — полная трата себя», — говорил актер.

Сыгравший множество царственных особ, Мегвинетухуцеси и в жизни воспринимался по-особенному, всегда выделялся в толпе. Хотя монументальность, спокойствие были обманчивы — за ними скрывалась и ранимость, и взрывная эмоциональность. Но об этом знали лишь близкие. О феномене его семьи говорили на прощании многие, обращаясь к его жене, актрисе и постоянной партнерше по сцене Гуранде Габуния. «Это редкий пример погруженности в любимого человека», — отзывался о ней Олег Табаков. Супруги прожили вместе более полувека.

При всей своей популярности Мегвинетухуцеси не был богемным человеком. «Когда много людей, мне неловко, чувствую себя не в своей тарелке. Я человек очень стеснительный. Чрезвычайно. Поэтому выбираю одиночество. Свободу». Исключением была лишь семья — с любимой дочерью и внуками. «Внуки — это как сумасшествие, дорога в вечность», — говорил он.

И вот теперь мы все стали свидетелями его реальной дороги в вечность. Из театра за гробом шла огромная толпа — и так до самого Дидубийского пантеона писателей и общественных деятелей. Не мог оставить без внимания уход такого человека католикос-патриарх Всея Грузии Илия II, закончивший свое грустное послание словами: «Мы молимся за твою душу». Премьер-министр Бидзина Иванишвили присутствовал на церемонии прощания и в театре, и в пантеоне. «Сильный и достойный, мужественный и романтичный — таким был Отар Мегвинетухуцеси, и его герои походили на него. Отар — великий актер нашей эпохи. Я горжусь тем, что он являлся моим старшим другом», — сказал Иванишвили. Показателем этой дружбы было присутствие в январе прошлого года тогда еще не премьер-министра, а гонимого оппозиционера Иванишвили на юбилейном вечере Мегвинетухуцеси в Тбилисском Доме актера.

На уход из жизни Отара Мегвинетухуцеси откликнулось все театральное сообщество, и не только Грузии. С особой теплотой его вспоминали корифеи грузинского кино, режиссеры Резо Чхеидзе, Эльдар Шенгелая, Лана Гогоберидзе. О мастерстве уникального артиста говорили работавшие с ним Медея Кучухидзе и Темур Чхеидзе. Из больницы прислал письмо Гига Лордкипанидзе, как никто знавший Мегвинетухуцеси — актера и человека.

На сцене у микрофона постоянно сменяли друг друга друзья и коллеги артиста — Гоги Кавтарадзе, Кахи Кавсадзе, Васо Кикнадзе. Завершил прощальные выступления однокурсник Мегвинетухуцеси, замечательный артист Нодар Мгалоблишвили, творивший на сцене чудеса вместе с Отаром. Какой это был незабываемый, неразрывный дуэт в постановках Темура Чхеидзе: Отелло и Яго, трагический Уджуш и его молочный брат Хаки Адзба, Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри.

Вспоминали Отара Мегвинетухуцеси и коллеги из России, приславшие письма с соболезнованиями: Наталья Тенякова и Сергей Юрский, артисты БДТ имени Товстоногова, режиссеры Дмитрий Астрахан и Александр Митта, председатель СТД Александр Калягин, директор Чеховского театрального фестиваля Валерий Шадрин.

Отар Мегвинетухуцеси похоронен рядом с выдающимися артистами и своими друзьями — Рамазом Чхиквадзе и Гурамом Сагарадзе.