Как никто другой

Денис БОЧАРОВ

28.12.2012

23 декабря исполнилось 95 лет со дня рождения Валентины Серовой. Ее творческую биографию нельзя назвать насыщенной — актриса снялась в одиннадцати полнометражных картинах и лишь в трех из них исполнила главную роль. Но дело, как известно, не в количестве.

В СССР стихотворение «Жди меня» знал наизусть любой школьник. На уроках литературы преподаватели с восторженным трепетом преподносили это произведение Константина Симонова как благородный образец женской верности, с достоинством переносящей все тяготы и лишения войны и вселяющей в сердце солдата надежду и уверенность.

«Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять, не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, —

Просто ты умела ждать,

Как никто другой».

Однако, обсуждая это стихотворение на уроках, учителя, как правило, умалчивали об адресате, к которому были обращены возвышенные строки. Поскольку моральный облик музы, вдохновившей Симонова на создание едва ли не главного поэтического шедевра военного времени, увы, не мог в полной мере служить советским школьникам примером для подражания. Реальная жизнь Валентины Серовой имела серьезные расхождения с тем благородным обликом, который красноречиво возникает в «Жди меня».

С самого начала Серова (в девичестве Половикова) была заложницей трагических обстоятельств. Они преследовали актрису постоянно и в итоге привели к полному творческому и личностному краху. Первым мужем Валентины Васильевны был прославленный летчик-испытатель, герой гражданской войны в Испании Анатолий Серов. Однако счастливая совместная жизнь продлилась ровно год: с 11 мая 1938 года до 11 мая 1939-го, когда во время испытательного полета Серов разбился, не дожив трех месяцев до рождения сына, которого в честь него назвали Анатолием. По иронии судьбы, именно тогда к Валентине Серовой пришла подлинная всесоюзная известность — благодаря выходу на экраны кинокомедии Константина Юдина «Девушка с характером». Этот успех вполне мог бы закрепить замечательный, снятый в 1941 году фильм «Сердца четырех», однако этого не произошло: лента была запрещена к показу как «низкопробная и идеологически бессодержательная». Премьера состоялась только в январе 1945-го.

Серова продолжала играть на сцене Театра рабочей молодежи (ныне знаменитый «Ленком»), куда впервые пришла в 1933 году. В одном из спектаклей ее и заприметил Константин Симонов. Роман кинозвезды и известного поэта был, пожалуй, самым обсуждаемым в стране. Нельзя сказать, чтобы их взаимоотношения протекали гладко и безмятежно. Но Симонов был настолько влюблен в актрису, что долгое время закрывал глаза на проблемы в семейной жизни. Их дочь Мария впоследствии предполагала, что строчками «Просто ты умела ждать, как никто другой» Константин Михайлович выдавал желаемое за действительное. И даже то обстоятельство, что Серова в течение нескольких лет встречалась с маршалом Константином Рокоссовским, не сумело разрушить брак: поэт и актриса прожили вместе пятнадцать лет, до 1957 года.

К этому времени карьера Серовой практически сошла на нет: с 1950-го по 1973-й она снялась лишь в пяти фильмах, причем все роли были эпизодическими. Творческая невостребованность печальным образом гармонировала с личными неурядицами: сын от первого брака оказался хроническим алкоголиком, с криминальными штрихами в биографии. Его смерть летом 1975-го резко ускорила и преждевременный уход некогда блистательной актрисы и яркой женщины. Она пережила сына лишь на полгода, будучи к тому времени фатально пристрастившимся к бутылке человеком, влачащим жалкое существование, всеми забытым и покинутым.

Ярко вспыхнув, звезда Валентины Серовой столь же стремительно погасла: во многом судьба актрисы схожа с печальными жизненными коллизиями других очаровательных экранных див Советского Союза — Изольды Извицкой и Люсьены Овчинниковой. Но, подобно Марютке Филатовой из фильма «Сорок первый» и Кате из «Девчат», в памяти Валентина Серова навсегда останется симпатичным доцентом Галиной Мурашовой, увековеченной в «Сердцах четырех».