Татьяна Голова: «Актерское мастерство делает детей свободными»

Ирина АЛПАТОВА

30.03.2012

В Москве существует спецшкола «с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла средствами театрального искусства». Профильные театральные классы набирают в старшей школе. Но и в младшей, и в средней дети вполне профессионально занимаются хореографией, вокалом и актерским мастерством.

Сфера довузовской специализации сегодня — дело модное. Правда, директор школы № 123 Татьяна Голова видит в этом не только достижения, но и определенные проблемы.

культура: Начнем все-таки с преимуществ. В чем они?

Голова: Постоянные и комплексные занятия творчеством, безусловно, помогают детям в жизни. Они лучше адаптируются в обществе, хорошо ладят между собой, учатся находить компромиссы. Пройдя хороший курс актерского мастерства, они начинают вести себя свободно. Не развязно, а именно свободно, раскованно. Тренинги на внимание, на сосредоточенность, на умение понимать партнера готовят их к тому, чтобы ценить как собственную индивидуальность, так и личность другого человека.

культура: К Вам приходят «особые» дети?

Голова: Разные. Мы не делим их на талантливых и не слишком. Это потом произойдет «естественный отбор». Но зачастую к нам идут те, кто чувствовал себя дискомфортно в обычных школах. Это так называемые публичные, демонстративные личности. А здесь они находят единомышленников. Правда, поначалу бывают ситуации: надо же, я в своем прежнем классе была звездой, а тут, оказывается, все звезды. Тем не менее дети очень быстро находят общий язык, и конкуренция остается только в творческом плане.

Знаете, я вижу разницу в поведении наших детей и учеников отдельных других школ, допустим, во время коллективных походов в музеи или театры. У нас, слава богу, нет ни одного случая привода школьников в милицию, да и матом здесь разговаривать не принято. А поскольку благодаря совместным творческим занятиям сложился единый коллектив, то старшие поддерживают малышей, и те за ними тянутся.

культура: Профильные театральные классы у Вас появились давно?

Голова: Более двадцати лет назад, благодаря участию Вячеслава Спесивцева. Он в свое время здесь работал и привел своих студийцев.

культура: Ваши выпускники ориентированы преимущественно на театральные вузы?

Голова: Выпускники профильных классов — почти стопроцентно.

культура: И как обычно складывается ситуация с поступлением?

Голова: Очень хорошо. У нас недавно был выпуск, когда из девятнадцати учеников театрального класса восемнадцать поступили в различные театральные вузы с первой попытки.

культура: У школы существует договор с ГИТИСом?

Голова: Да. Мы приглашаем для работы в школе педагогов РАТИ. Наши ученики ходят на дипломные спектакли и посещают открытые занятия мастеров. К нам приходят студенты, зачастую бывшие ученики, дают мастер-классы, разговаривают, объясняют. Впрочем, для абитуриентов никаких официальных преференций нет. Да, наверное, и быть не может.

культура: Некоторые вузовские педагоги сетуют на то, что абитуриенты к ним приходят талантливые, но малообразованные.

Голова: Мы стараемся не подкачать. В театральных классах у нас предусмотрено большее количество занятий по литературе, истории, русскому и английскому языкам. Есть возможности углубленного изучения гуманитарных предметов, педагоги к этому готовы. Главное, чтобы и дети были готовы.

культура: В чем же тогда Вы видите основные проблемы школы?

Голова: Самое трудное и обидное в том, что наше направление идет как бы вразрез с ЕГЭ. Наша специализация — это в большей степени занятия «для себя», для своего творческого и личностного развития, а не для баллов.

К тому же не все ведь идут в театральные вузы. И порой возникают драмы: не поступил выпускник, допустим, в ГИТИС. Куда идти? Куда податься? Этот вопрос стоит очень остро. Узкая специализация — это и польза, и определенные ограничения. А у меня душа болит за наших детей, мне хочется, чтобы они чувствовали себя уверенно и в более широких жизненных сферах. Надо расширять нашу специализацию.