Феликс Коробов: «Надо чистить от попсы сердца и уши»

Евгения КРИВИЦКАЯ

27.01.2012

Как вырастить зрителя? Этим вопросом всерьез озаботился Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко. На Рождество состоялась премьера уже второго проекта образовательных программ для школьников. Основным действующим лицом здесь является оркестр под управлением главного дирижера театра Феликса Коробова.

культура: В чем секрет популярности этих программ и какие цели Вами преследуются?

Коробов: Тут два момента. Вполне осознанное желание посвятить часть своего творчества детям и подготовить нашего будущего «взрослого» зрителя. Ведь сейчас для российского театра потеряно целое поколение, чей ключевой возраст, 10–15 лет, для приобщения к музыке пришелся на кризисные постперестроечные годы, когда родители часто не имели финансовой возможности купить билет ребенку. Это не только наша проблема — такое было и в Англии, и в Германии. Ныне это уже молодые люди лет 25–30, их сейчас в театре мы почти не видим.

В прошлом году прошла премьера первой части проекта, адресованная самым маленьким. Пригласили замечательных актеров — Юлию Рутберг и Евгения Редько — и на основе двух произведений, «Пети и волка» Прокофьева и «Карнавала животных» Сен-Санса сделали увлекательную игровую программу. Сначала мы знакомим детей с оркестром, рассказываем об инструментах, может быть, впервые обращаем их внимание на то, что оркестр — это не какая-то сумбурная масса звука, там есть отдельные голоса, разные мелодии. Мы рассказываем сказку и одновременно приучаем различать тембры инструментов. Во второй части правила игры меняются. И теперь дети отвечают на наши вопросы.

культура: В спектакле речь идет не только о музыке, но и о культуре общения.

Коробов: Да, мы рассказываем, как нужно вести себя в театре, что такое аплодисменты, когда они уместны, а когда — нет. Есть такой момент в спектакле, когда оркестранты после красивой тихой части в «Карнавале животных» обращаются к детям: «Спасибо, что вы так внимательно и трепетно относились к нашему исполнению: нам было очень приятно для вас играть». Думаю, вряд ли такой ребенок, вернувшись в театр уже взрослым, будет за пять минут до конца представления звонить по мобильнику и в голос, на весь зал, вызывать машину к подъезду. Сейчас такое поведение становится почти нормой. А мы стремимся привить взаимоуважение между музыкантами и аудиторией.

В этом сезоне мы продолжили проект, пригласив в качестве ведущего моего друга Артема Варгафтика. Новое представление «Путеводитель по оркестру» рассчитано на тинейджеров от 12 до 16 лет. Это поколение тех, кто может у себя дома зайти в YouTube, в видеоприложение Vkontakte и найти все, что ему интересно. Разумеется, язык общения с ними должен быть совершенно иной. Не факт, что они когда-либо бывали в театре, и наша задача — опять-таки заинтересовать.

В наш век CD-плееров, DVD-проигрывателей, айпадов мы забыли одну очень важную вещь — сиюминутность творимого, что, наверное, самое главное в искусстве. Никакая запись, сделанная в студии, очищенная, великолепная по качеству звука, идеально сведенная, никогда не заменит неповторимости «живого» концерта. И дети подспудно понимают, как это здорово, когда мелодия звучит не в качестве рингтона, а со сцены.

культура: Вы будете продолжать образовательные эксперименты?

Коробов: Безусловно. В следующем сезоне мы планируем сделать спектакль для студентов училищ и начальных курсов вузов, и таким образом охватим все категории молодежной публики. Маленький зритель после «Пети и волка» сможет прийти на более взрослую программу, а потом в театр, где у нас идут детские спектакли — балеты «Золушка» и «Щелкунчик», опера «Сказка о царе Салтане». Это такая ступенька в серьезную музыку, в театр. Надо чистить уши, чистить сердца и головы от попсы, которая вокруг нас.