Тоска по Чебурашке

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ

26.04.2013

Знаете ли вы, что в Москве работает единственный в мире Музей анимации?

Он и вправду один на весь свет. Это не значит, что в других странах мультипликацию не уважают — просто постоянные экспозиции там посвящают отдельным людям. Например, в США живет и здравствует музей Уолта Диснея, в Канаде — Нормана Макларена, в Японии — Хаяо Миядзаки. А вот жанр в целом воспет только у нас. Так что на сегодняшний день Россия в сфере мультипликации — впереди планеты всей. Ну, хотя бы по части музейного дела…

Московский «храм анимации» организовали бывшие сотрудники «Союзмультфильма», переживающего нынче не лучшие времена. Поначалу музей вел кочевой образ жизни — то ютился в фойе театра имени Наталии Сац, а то и вовсе переехал под лестницу Дома культуры на ВВЦ.

К оседлости перешли три года назад, поселившись в особнячке все у того же ДК. Найти который среди сотен павильонов, торгующих шубами, рассадой и прочими достижениями народного хозяйства, весьма затруднительно. Один из немногих ориентиров — стройные ряды школьников, идущих в гости к крокодилу Гене и Чебурашке. Последний, кстати, ждет посетителей прямо перед музеем — в розовой телефонной будке, запертой на такой же розовый замок. Сидит, развесив уши, с апельсином в обнимку, и тоскует о былом величии.

Тосковать есть о чем. У сегодняшних детей отношения с отечественной анимацией почтительно-дистанцированные. На «Вы» они с ней, короче. На вопрос экскурсовода, кто у них любимый российский мультипликационный герой, наперебой отвечают: «Шрэк, Губка Боб, смурфики». В лучшем случае — «Симпсоны»... В музее рассказывают, как однажды девочка чуть не расплакалась, увидев советские игрушки-чебурашки. «Мама, почему они такие страшные? Я их боюсь!» — верещал ребенок. Игрушки, между прочим, симпатичнее некуда.

Первые экспонаты музею дарили в основном коллеги со студии «Союзмультфильм» или их родственники. Например, дочь Светозара Русакова отдала отцовский стол-просвет. Именно на нем были нарисованы Волк и Заяц из «Ну, погоди!». Здесь же рабочая тельняшка художника и даже распашонка для новорожденного Русакова, сшитая его бабушкой. Леонид Шварцман — кстати, почетный директор музея — подарил эскизы к «Чебурашке», «Котенку по имени Гав», «Варежке», «Снежной королеве»... Инесса Ковалевская передала фазы из «Бременских музыкантов», «Катерка» (это где «Чунга-Чанга» звучит), «Как львенок и черепаха пели песню». Некоторые экспонаты просто были найдены на свалке — «Союзмультфильм» не церемонился со старой техникой. Кто-то из киноведов даже пошутил: «Музей анимации — это то, что 75 лет выбрасывалось на помойку».

Детям и взрослым, среди прочего, расскажут об истории анимации. Оживят наскальные рисунки, доказав, что художники каменного века были первыми мультипликаторами. Покажут допотопные приборы — кинеограф, зоотроп, праксиноскоп, волшебный фонарь. А также артефакты «Союзмультфильма» 50-70-х — кинопроекторы, фильтры, динамики, камеру-люциду, счетчик ленты.

Здесь можно увидеть первый фон из «Ну, погоди!». Он не прошел худсовет — посчитали, что изображение слишком мрачное. Жизнелюбием оно и вправду не отличается. Если бы его утвердили, классический мультсериал имел бы совсем другой вид. Тут и макеты декораций, игровые куклы, раскадровки, эскизы — «Приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Мойдодыр», «Теремок», «Боцман и попугай», «Мой зеленый крокодил» и прочая советская классика. Не забыта и зарубежная — канонические диснеевские фильмы, «Человек-паук», творения Тима Бертона, аниме, «Губка Боб», «Звездные войны» — Джордж Лукас тоже занимался анимацией.

Вам расскажут, как снимается мультфильм, сколько времени уходило на создание десятиминутной серии «Ну, погоди!», как заставить улыбнуться куклу, зачем нужна калька и почему около аниматоров всегда висит зеркало. Особой любовью публики пользуются аттракционы — конечно, специальные. С их помощью можно нарисовать, а потом и оживить картинки. Но гвоздь программы — коллективное создание мультфильма. Снимают его, используя технику перекладки. «Что бывает в начале?» — спрашивают у детей. Это у них пытаются выбить слово «название». Малышня дружно орет: «Союзмультфильм». Что-то после экскурсии они запомнили... После сорока минут кропотливой работы получается сорок секунд анимации. Новоиспеченное произведение будет пересматриваться несколько раз — со смесью восхищения и ужаса. Ведь сколько времени было потрачено на это маленькое чудо. Тяжела жизнь простого аниматора. Теперь об этом знают и дети.