Таисия Корнилова: «Мы со слонами — одна семья»

Феликс ГРОЗДАНОВ

12.04.2013

В Московском цирке Никулина на Цветном бульваре премьера программы «На бис». Самый зрелищный ее номер — «Тайна слонов-великанов» — идет во втором отделении. В антракте со сценаристом, режиссером и дрессировщиком Таисией Корниловой встретился корреспондент «Культуры».

культура: Вашей цирковой династии уже 130 лет. Какие семейные предания храните?

Корнилова: Мой дед Александр Корнилов родился на Волге, и сам Бог велел ему стать моряком. Как-то во время увольнения он сошел на берег в Самаре, где выступал знаменитый передвижной зверинец Ивана Филатова. В кассе сидела удивительной красоты девушка, и дед влюбился с первого взгляда. Это была дочь хозяина цирка. Вскоре Александр Корнилов сделал Марии Филатовой предложение, но ее отец поставил условие: замуж отдаст только в том случае, если моряк станет дрессировщиком. Корнилов согласился, и на свадьбу Иван Филатов подарил им слона. Первое время дед убирал клетки и кормил животных. Позже его научили азам дрессуры. Попутно «дрессировали» и дедушку — он ведь был из простой семьи, а Филатовы принадлежали к известному буржуазному роду. Поэтому молодожену наняли гувернантку — бывшую актрису Мариинского театра. Она учила его языкам, правильной речи, хорошим манерам.

культура: Так появились две знаменитые на весь мир цирковые династии — Филатовых, прославившихся работой с медведями, и Корниловых, дрессирующих слонов. А революция сильно затронула семью?

Корнилова: Луначарский одним из первых указов объявил о национализации животных. Все частные цирки были расформированы, а зверей отдали в зоопарки. Дедушку пригласили работать в государственный цирк. Но фамилия Корнилов вызывала нехорошие ассоциации. Поэтому он взял псевдоним Александр Нилов. А вскоре в цирке на Цветном бульваре состоялась премьера его аттракциона «Слоны и танцовщицы».

культура: Ваше детство прошло здесь же. И шпрехшталмейстер объявлял: «Слоненок Майя и девочка Тая!»

Корнилова: С малых лет все свободное время проводила в слоновнике — кормила животных, устраивала им дни рождения. А когда исполнилось пять лет, впервые вышла на манеж — верхом на слоне делала арабески, пируэты, «ножницы». Шквал аплодисментов, огромный букет, конфеты и кукла были подарками по случаю дебюта. Помню, как после первого выступления сидела в гримерке и с умным видом снимала ваткой грим. Так делала мама. А циркачи заглядывали и спрашивали удивленно: «Это что у нас за новая артистка?»

культура: Вас на манеже увидел Алексей Дементьев, полюбил, а спустя годы стал мужем. Придумал немало номеров со слонами. Но, кажется, он мечтал о карьере боксера?

Корнилова: Даже был чемпионом Латвии среди юниоров. Но мой папа предъявил ему уже знакомый ультиматум: если хочешь с нами породниться, поступай в цирк. И Алексей пришел в шесть утра к нам домой писать заявление о приеме на работу. Был простым служащим в зверинце, пока не познал все тонкости искусства дрессировки слонов.

культура: Зато вам было суждено стать самыми молодыми цирковыми народными артистами. Дуэт удостоен премии Москвы, призер фестиваля в Вероне. Наверняка и новую программу отметят наградами. Расскажите о ней.

Корнилова: Индийские слоны демонстрируют множество оригинальных трюков, в том числе очень сложный — Герда вращает хоботом четыре хула-хупа, а пятый обруч — на задней ноге. В аттракционе участвует и трехгодовалая слониха Марго, которая недавно стала работать на манеже.

культура: Легко находите со слонами общий язык?

Корнилова: Когда долго общаешься с ними, возникает вопрос, почему они не говорят. Слоны настолько понимают человеческий язык, что диву даешься. Вот сегодня ветврач пришел в слоновник брать кровь и спрашивает: «С кого начнем?» Андрей, мой сын, предложил Рангу. Та услышала и стала прятаться за других животных. Удивительно! Кроме того, они очень привязываются к людям, узнают нас по запаху. Мы с ними, как одна семья. Был такой случай — слон умер от разрыва сердца — не выдержал разлуки с дрессировщиком. Не всякий человек способен на такую привязанность.