Джеймс Франко: «Умею извлекать огонь из собственной ладони»

Заира ОЗОВА, Лондон

03.03.2013

Один из самых одаренных актеров поколения «тридцатилетних хипстеров», Джеймс Франко привлек внимание кинообщественности 12 лет назад, сыграв своего тезку Джеймса Дина в телевизионном байопике.

С тех пор он успел проявить талант в разных жанрах («Ананасовый экспресс», «Харви Милк», «Тристан и Изольда», «Восстание планеты обезьян») и номинироваться на «Оскар» за роль в картине «127 часов». На экраны выходит «Оз: Великий и Ужасный», и мы снова увидим актера в фильме Сэма Рэйми — режиссера трилогии «Человек-паук», сделавшей из Франко звезду.

культура: Судя по всему, Вы серьезно подошли к подготовке к роли. Насколько знаю, даже ездили в Лас-Вегас брать уроки у известного иллюзиониста Лэнса Бартона. Много магических трюков выучили?

Франко: На самом деле не я ездил к Лэнсу, а он ко мне. Мы снимали фильм в Детройте. Специально наняли иллюзиониста, чтобы тот посвятил меня в премудрости «колдовства». Сэм Рэйми настоял на том, чтобы перед началом съемок я посвятил две недели занятиям с Лэнсом. Этот парень творит что-то невероятное — феноменальная ловкость рук и изобретательность. Он многому научил: вплоть до того, что у меня получалось извлекать огонь из собственной ладони и превращать пламя в голубя. Мы долго работали, тренировались, снимали сцены с магическими трюками, а потом их — как это часто бывает — взяли и вырезали. Потому что те оказались слишком длинными и тормозили развитие сюжета. Представляете, какой облом?

культура: Зато теперь Вы можете подрабатывать на детских праздниках.

Франко: Запросто. Если планируется детский праздник и вы готовы неплохо заплатить за иллюзиониста, дайте знать — договоримся.

культура: А какие отношения у Вас сложились с книгами о волшебнике из страны Оз?

Франко: Самые теплые. В детстве прочел их все — по крайней мере, те, что написал сам Баум. В какой-то момент даже увлекся фанфиками, созданными уже после смерти писателя, но вовремя остановился.

культура: У Вас наверняка была своя теория о том, как Оз стал волшебником?

Франко: Домысливать ничего не пришлось — автор сам достаточно прозрачно намекает на это, кажется, в четвертой книге — «Дороти и волшебник из страны Оз». Конечно, в фильме все немного иначе — живее и кинематографичнее. Но основные идеи совпадают.

культура: На площадке Вас окружало огромное количество прелестных дам. Как Вы себя ощущали в компании колдуний — Милы Кунис, Рейчел Вайс, Мишель Уильямс?

Франко: Как в цветнике (смеется). Самое приятное, что все они играли совершенно разных волшебниц, и оттого с каждой из героинь сложились свои отношения. С Теодорой (Мила) у нас — бескомпромиссный флирт. Эванора (Рейчел) меня постоянно дурачит, так что я иногда предстаю в образе недотепы и простофили. А что касается Глинды (Мишель) — с ней сплошная романтика.

культура: Как Вы думаете, чем можно объяснить всплеск интереса к фэнтези-фильмам? За последние годы их сняли невероятное количество. Неужели в наше время так сильна потребность в эскапизме, бегстве в выдуманную реальность?

Франко: Думаю, такая потребность была всегда. Другое дело — этот жанр стал более респектабельным. Сначала пришел Питер Джексон со своей трилогией «Властелин колец» и доказал всем — фэнтези может быть «с человеческим лицом». До того момента мы искренне верили, что сей жанр предназначен исключительно для детей. В каком-то смысле так оно и было. Но ПиДжей показал — к фэнтези надо относиться серьезно. Во многом это ему удалось благодаря передовым технологиям, с помощью которых воображаемый мир можно показать вполне правдоподобным. Затем пришел Джеймс Кэмерон с «Аватаром» и еще больше раздвинул границы фэнтези.

культура: Но теперь в этом жанре клепают одни блокбастеры. Студии цинично соревнуются друг с другом за зрительские миллионы, запуская собственные фэнтези-франшизы.

Франко: И не у всех получается — вспомните фильм, поставленный по отличной книге «Золотой компас». Фэнтези-проекты адски дорогие, поэтому всегда есть риск уйти в минус. Тут еще один фактор: студии соревнуются не только друг с другом, но и с телевидением. Примерно такой же остроты эта борьба достигла в 60-е. Считается, что сейчас ТВ переживает свой золотой век — ведь там показывают огромное количество сериалов. Вот кинематографисты и лезут из кожи вон, чтобы оторвать зрителей от голубых экранов. Пользуются при этом одним из самых действенных способов: делают проекты громкие, дорогие, широкомасштабные.

культура: А Вы сами в каких фэнтези-мирах росли?

Франко: Помню, самым первым фильмом, который увидел в кинотеатре, был «Темный кристалл» Джима Хенсона и Фрэнка, не поверите, Оза. Я стал таким фанатом этой картины, что родители не поленились и сводили на нее еще несколько раз. А потом отец прочел мне «Хоббита» и пошло-поехало… Позже сам добрался до книжек Баума. А теперь вот и до фильма. Славный был путь.


ВОЛШЕБНИК БЕЗ ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА

«Оз: Великий и Ужасный» рассказывает историю появления знаменитого мага, придуманного когда-то Лайменом Фрэнком Баумом. Кстати, бессмертное творение Баума — «Волшебник страны Оз» — стало классикой и советской литературы, благодаря вольному пересказу Александра Волкова. Страну Оз он переименовал в Изумрудный город, а книгу подписал своим именем. Сюжет фантастического фильма Сэма Рэйми строится вокруг циркача-фокусника Оскара Диггса — нечистого на руку малого, которого ураган заносит из родного Арканзаса в страну Оз. Жители волшебной земли принимают его за великого мага. Лишь три колдуньи, сыгранные кинокрасотками Милой Кунис, Мишель Уильямс и Рейчел Вайс, сомневаются, тот ли он, за кого себя выдает...


"Оз: Великий и Ужасный" США, 2013

Режиссер: Сэм Рэйми

В ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Рейчел Вайс, Эбигейл Спенсер, Мишель Уильямс, Брюс Кэмпбелл, Билл Коббс.

В прокате с 7 марта