Лекарство от звездной болезни

Анна ЧУЖКОВА

23.12.2012

В преддверии новогодних каникул «Et Сetera» представляет рождественскую сказку для детей. «Звездный мальчик» на московской сцене по мотивам Оскара Уайльда — обновленная редакция постановки Роберта Стуруа в тбилисском Театре имени Шота Руставели.

Сказка «Мальчик-звезда» — это миниатюрный («на вырост») вариант знакомой истории про юношу, которого гордыня приводит к пороку. Свалившегося с неба малыша (Кирилл Щербина) заботливо воспитывает семья лесоруба (Максим Ермичев). Однако ангельского вида ребенок вырастает в жестокого неблагодарного подростка. Воспаленное чувство прекрасного заставляет его мучать животных и издеваться над прокаженными, пока однажды сорванец не встречает родную мать (Анастасия Кормилицына) в образе нищенки и отрекается от нее. С тех пор мальчик обезображен волшебством, и лишь когда душа его сделается милосердной, Звездный ребенок вновь станет прекрасным.

Сказку не раз экранизировали, она не сходит с афиш тюзов, но для Роберта Стуруа волшебная история явилась еще и поводом поговорить на темы вечные. Детскую постановку режиссер наделил взрослыми мыслями. Здесь имеются и сентенции по поводу беспорядков во время выборов, и размышления о судьбе престола. На сцене зашкаливает не только скрипучий небывалый мороз, но и градус философских рассуждений. Порой высказывания об отвлеченных материях и мировой гармонии на фоне плоских крашеных облаков и дровосеков с фанерными топориками звучат излишне высокопарно.

Три ангела ex machinа, поющие нестройным грузинским многоголосьем, и вовсе напоминают что-то мистериальное, а обращениям к «бородачу-Богу» числа нет. Вот только, несмотря на такой ярый религиозный посыл, святой отец (Алексей Доронин) появляется на сцене с фляжкой, пьяным в дрезину и проповедует заплетающимся языком, чем, конечно, изрядно веселит молодую публику. Видимо, это и есть наглядное подтверждение размышлений о грешной земле, в которые пускаются Божьи посланники.

Декорации к спектаклю условны, как и притчевый язык действия: многочисленные разноцветные лесенки, ведущие наверх, обозначают и волшебный лес, и город, и духовное восхождение. Яркое пространство, населенное пестрой толпой сказочных героев, создает уютную мультяшную картинку.

Сказку Уайльда Стуруа осовременил, немного переписав сюжет. Волшебник (Алексей Осипов), как полагается, прилетает в вертолете, но оказывается злодеем, косящим под Элвиса, и вместо эскимо дарит Звездному мальчику путевку в Египет, где несчастный станет рабом идола американской буржуазии. Персонаж, обозначенный в первоисточнике как кролик, вдруг оборачивается кокетливой феей (Марина Дубкова) — ну какая же сказка без любовной линии? Вместо вдумчивой концовки Уайльда: «Звездный Мальчик был добрым и справедливым Королем. Но потом пришел другой», — хэппи-энд с чудесным воскрешением и свадьбой.

Как бы сказка ни изменилась в руках режиссера, все же верится, что ее воспитательная сила безгранична. «Никого не напоминает тебе Звездный мальчик?» — лукаво спрашивали мамы у своих чад, выходя из зрительного зала.

«Звездный мальчик»

Театр «Et Cetera». Оскар Уайльд

Режиссеры Роберт Стуруа и Гурам Брегадзе

Сценография: Анна Нинуа

В ролях: Кирилл Щербина, Анастасия Кормилицына, Марина Дубкова, Алексей Осипов, Максим Ермичев…