Богатырская скука

Денис СУТЫКА

25.12.2017


«Три богатыря и принцесса Египта»
Россия, 2017

режиссер: Константин Феоктистов

В ролях: Олег Куликович, Валерий Соловьев, Дмитрий Быковский-Ромашов, Сергей Маковецкий, Дмитрий Высоцкий, Александр Быковский и другие

6+

В прокате — новогодний мультфильм от студии «Мельница» — «Три богатыря и принцесса Египта». Семейный поход в кино на очередную историю о похождениях Добрыни Никитича, Алеши Поповича и Ильи Муромца стал для многих зрителей хорошей предновогодней традицией. На этот раз полюбившихся героев (и коня Юлия) ждет почти голливудское путешествие к древним пирамидам.

В далекие 2000-е годы «Мельница» сделала, казалось бы, невозможное — выпустила на отечественные экраны полнометражный анимационный фильм, в основу которого легли русские былины. Идея пришлась зрителю по душе, он с радостью проголосовал рублем за национальных героев. История многократно окупилась в прокате (отметим, что успешны оказались все части, а не только первая). В свое время правильно разглядев потенциал, продюсеры уже который год стараются выпустить «Богатырей» к новогодним праздникам — времени, когда даже не самым удачным фильмам гарантированы успех и хорошая касса. Кто же станет «убивать» курицу, несущую золотые яйца? Даже если это золото с годами слегка потускнело.

На этот раз, кроме основных персонажей, в сказке появился настоящий Дед Мороз. На заре человечества вместе с египетскими магами наш волшебник создал климатические весы, отвечающие за смену времен года. Многие века чудо-машина хранилась под пирамидой Хеопса. И все шло своим чередом, пока тринадцатый (непризнанный) месяц Дурило не взбунтовался и не решил доказать всем, что и он чего-то стоит. Способ отверженный герой выбрал специфический — сжечь все живое на Земле. Именно для этого ему и понадобилось извлечь весы из-под пирамиды. А тут уж без богатырской силы не обойтись. Прикинувшись Дедом Морозом, Дурило выкрал волшебный посох и обманом заманил простоватых героев в Египет.

Остановить Дурилу пытаются Дед Мороз и батальон богатырских жен. По случайному стечению обстоятельств в жаркие края отправляются киевский князь и говорящий конь Юлий. Героям предстоит спасти мир от глобального потепления, а заодно познакомиться с неведомой доселе культурой, научиться читать иероглифы, станцевать с мумиями и разбудить принцессу Египта.

Звучит заманчиво. На поверку оказывается, что главные персонажи франшизы остановились в развитии. Еще несколько частей назад богатыри победили всех врагов славного Киева, стали людьми семейными, заслужили почет и уважение. Чего им еще хотеть? Вот и приходится продюсерам все время выдумывать внешних врагов. Одним из них и стал несчастный Дурило. Однако тринадцатый месяц получился милым парнем, совсем не похожим на злодея мирового масштаба. К тому же остается загадкой, кому и что он решил доказать, испепелив землю?

Смотреть на приевшихся героев, переставших меняться и сталкиваться с неразрешимыми задачами, не слишком интересно. Исправить ситуацию мог бы совсем неожиданный сюжетный поворот. Скажем, если бы один из богатырей стал отцом невероятно сильного малыша, чьи детские шалости грозили бы гибелью Отечества. Это дало бы толчок к изменению привычного мира.

Правда, недостатки, скорее всего, отметит только взрослый зритель. Юный останется в восторге от беготни по пирамиде, попыток коня Юлия и князя разбудить поцелуем мумию принцессы Египта, нехитрых происков Дурилы и легкого юмора.


Константин Феоктистов: «Нашей анимации не стоит отрываться от народных корней»

Корреспондент «Культуры» расспросил режиссера мультфильма Константина Феоктистова о причинах любви зрителя к былинным героям, конкуренции с «Диснеем» и будущем российской анимации.

культура: Вот уже несколько лет «Богатыри» выходят в прокат в канун Нового года. Честно говоря, удивительно, что Дед Мороз появился в истории только сейчас.
Феоктистов: Да, в кулуарах «Мельницы» давно бродила мысль сделать зимних «Богатырей» и включить в сюжет главного героя Нового года. Я уж не знаю, почему этого не произошло раньше, видимо, история с Дедом Морозом ждала своего часа.

культура: Как получилось, что за возрождение отечественной анимации взялись художники Санкт-Петербурга?
Феоктистов: Когда в 90-е была создана студия «Мельница», никто даже предположить не мог, что наши проекты «выстрелят» и составят достойную конкуренцию американским мультфильмам.  Тогда ведь у мультипликаторов и художников вообще не было работы, но люди хотели заниматься любимым делом. И с радостью поддержали начинание «Мельницы». Не могу сказать, что стоял у истоков студии, скорее, пришел на этапе становления проекта.  

культура: В качестве режиссера?
Феоктистов: Нет, художника-мультипликатора. Прошел почти все ступени производства и постепенно начал заниматься режиссурой. Набравшись опыта, поступил на режиссерский факультет в Санкт-Петербурге. Вообще художники, они, как правило, закрытые люди: все в себе. Работая в коллективе, занимаясь режиссурой и руководя процессом, я постепенно изменился. Мне стало легче общаться с коллегами. Мир детской анимации, безусловно, сказывается на человеке. Начинаешь по-иному воспринимать кино. К примеру, люблю смотреть «Богатырей» вместе со зрителями, наблюдать за реакцией детей. Мне интересно, на какие шутки и перипетии они откликаются, а что остается непонятым. Режиссеру важно совместить знания в области технологии производства и при этом сохранить детскую наивность и непосредственность.

культура: За прошедший год на экраны вышло довольно много анимационных мультфильмов. Что из этого пришлось Вам по душе?
Феоктистов: Мне понравилась третья часть мультфильма «Гадкий я». Американцы умеют высекать из детских историй очень хороший, светлый, местами дерзкий юмор. Этому нам стоило бы у них поучиться. Однако и в «Гадком я» не обошлось без огрехов. На мой взгляд, линии основных персонажей и история миньонов развиваются параллельно, не пересекаясь. Если убрать желтых человечков, то сюжет вряд ли многое потеряет. При этом я понимаю, почему продюсеры требуют их сохранить. Зрители во всем мире полюбили этих незатейливых чудаков и были бы разочарованы, не появись они в продолжении мультфильма. Вот сценаристам и пришлось выдумывать, как вплести их в канву сюжета. 

культура: «Дисней» умеет создавать новых персонажей и рассказывать истории, несущие в себе универсальные ценности. Мы выстраиваем детский контент исключительно на народных героях. Боимся сделать шаг в сторону?
Феоктистов: Франшиза «Богатырей» изначально была рассчитана на внутренний рынок. Естественно, что в основе истории должны были появиться знакомые каждому россиянину персонажи, а также тот мифологический мир, о котором все знают не понаслышке. Богатыри лучшего всего подошли на эту роль. Благодаря этому в далекие 2000-е зритель дал проекту карт-бланш, что позволило собрать внушительную кассу.

Сам контент получился довольно качественным, это стало хорошим сигналом для рынка. Значит, люди ждут и хотят видеть на большом экране отечественную анимацию, им интересны национальные герои, персонажи славянских сказок и мифов. Кардинально изменить историю сейчас — серьезный риск, потому что за многие годы люди уже полюбили богатырей и хотят видеть привычные образы. Если необдуманно что-то поменять, можно столкнуться с разочарованием. 

Думаю, нашей анимации не стоит полностью отрываться от народных корней и придумывать новых, никому не известных персонажей. Есть опасность, что зритель их не воспримет и отдаст предпочтение американскому аналогу. Впрочем, мультфильмы «Снежная королева», «Белка и Стрелка» или «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» базируются на общечеловеческих ценностях и будут понятны зрителю в любом уголке земли. То есть постепенно отечественная анимация тоже движется в сторону универсальности историй.

культура: Полагаете, триумф «Богатырей» повлиял на развитие отечественной мультипликационной индустрии?
Феоктистов: Успех студии «Мельница» показал другим аниматорам в России, что мы способны составить достойную конкуренцию американскому продукту. Если посмотреть по сборам, то «Богатыри» обходили в прокате некоторые проекты «Диснея». Сейчас мы активно осваиваем технологии 3D-анимации и, думаю, в скором времени сможем создавать фильмы, ничем не уступающие по качеству западному аналогу. Наш внутренний рынок анимации — непаханое поле. Если мы сами сможем занять эту нишу, то вскоре российские мультфильмы будут активно отвоевывать международный рынок. Собственно, анимация делает это уже сейчас. Отечественные проекты «Лунтик», «Маша и медведь», «Смешарики» и «Снежная королева» высоко оценили за границей. Думаю, со временем этот список будет только шириться.