Роллан для влюбленных

Евгения КОРОБКОВА

27.12.2016


«Снежная Королева 3:
Огонь и Лед» 

Россия, 2016

Режиссер: Алексей Цицилин

Старт «Снежной Королевы 3: Огонь и лед» произойдет одновременно и в России, и за рубежом. Отечественный мультфильм, ставший популярным на Западе, доказал: по «техническим наворотам» наша анимация уже не уступает иностранным конкурентам.

«Снежной королеве», вернувшейся на большие экраны в третий раз, зритель гарантирован. Четыре года назад воронежская студия Wizart Animation прорубила окно в Европу. Ее успех — другим наука. Оказывается, российский серийный мультпродукт вполне способен завоевать западную аудиторию.

Не оставив от Андерсена камня на камне, воронежцы вместе со сценаристом студии Disney, Pixar и Dreamworks Робертом Ленсом придали мультику остросоциальный подтекст. Повзрослевшие Кай и Герда зарабатывают на жизнь творческими встречами с детьми — в предыдущих сериях они спасли землю от Снежной королевы, вот учителя и приглашают их, чтобы рассказывали о доблести, подвигах и славе. Однако скудных гонораров не хватает даже «на орешки». Хуже того, школьники ведут себя с ними, как фанаты с поп-звездами: выдирают пуговицы, клоки одежды, волосы… Так что и на новый гардероб приходится тратиться. Чтобы сэкономить, герои пытаются пересидеть у зажиточного друга-тролля. Там подкарауливает беда: Герда влюбляется в Роллана — рыжего испанского пройдоху, мечтающего стать суперменом. Овладев силой Огненного короля, он превращается в монстра и принимается жечь.

В техническом плане «Снежная Королева 3» превзошла ожидания. Спецэффекты выстреливают каждые пять секунд, шерстяные тролли — как на подбор, волосок к волоску (на воронежской студии имеется специальный шерстяной цех), новые локации раскинулись от жаркой Испании до снежных земель троллей.


Учитывая взрослые запросы, создатели доверили аранжировку сценария стендаперам: пока дети хохочут над нелепыми закидонами героев, родители могут оценить злободневность реплик.

Конечно, кто-то заметит, что превратившийся в чудовище Роллан страшно похож на Те Ка — озлобленную богиню огня и вулканов из диснеевской «Моаны», другой мультновинки уходящего года. Но, как справедливо заметил продюсер «Королевы» Юрий Москвин, такая хула все равно что похвала: «Еще несколько лет назад никто и помыслить не мог, что наши мультфильмы можно будет сравнивать с диснеевскими».

И все-таки назвать «Снежную Королеву 3» творческой удачей язык не повернется. «Дядя, зачем вы убили Роллана?» — вопрос, заданный во время пресс-показа ребенком, попал в яблочко. Жалкая смерть монстра, утопленного в водоеме Каем, доброй Гердой и троллями, одинаково поразила взрослых и маленьких зрителей. Объяснения продюсера, что «Роллан выбрал дорогу зла и должен быть наказан», не убеждали. В разных вариациях тот же вопрос звучал снова и снова.


Отечественная анимация всегда славилась добротой. Неслучайно наш легендарный мультипликатор Леонид Шварцман приделал «Чебурашке» такие большие уши: лопоухость в самом лучшем ее понимании вызывала восторг у публики во всем мире. В «Снежной Королеве» от подобной милоты нет и следа. На смену пришли носатые тролли. А российский мультик, кажется, впервые, проиграл западному не по технике, а по душевной теплоте. Парадокс: герои «Моаны» смогли превратить злобную, плюющуюся лавой ведьму в зеленый остров. Почему же наши предпочли утопить заблудшего, но обаятельного Роллана, над ужимками которого большую часть картины в зале смеются?

Справедливости ради стоит отметить, что персонажи ленты вообще не торопятся протянуть кому-либо руку помощи. Даже Герду, рухнувшую в воду вслед за погубленным ею монстром, «друзья» предпочитают безопасно оплакивать на берегу, оправдывая бездействие тем, что у бедняжки «все равно не было шансов выжить».


Сказка — ложь, да в ней намек. «Каждый за себя, а бог против всех», «падающего подтолкни» — не самые лучшие месседжи для детских произведений. Под напором юной аудитории авторы признались, что создали два финала, в одном из которых чудовище выживает. Возможно, зрителям удастся убедить передовую анимационную студию страны, что с фильмом что-то не так. Чего стоят успешно взятые технические высоты, если во время штурма мы потеряли свое самое ценное качество?