Со звериным серьезом

Алексей КОЛЕНСКИЙ

06.04.2016

На экранах — 3D-ремейк одноименного мультфильма Уолта Диснея.

Великий сказочник не дожил до премьеры своего самого неудачного проекта. Остается лишь гадать, зачем ему понадобилась сказка про Маугли? Известно, что Дисней умолял сценариста не перечитывать оригинал, а набросать сюжет по утвержденным эскизам. Сочтя историю Киплинга чересчур мрачной и затянутой, он хотел превратить ее в мюзикл, а отбившиеся от рук ученики мастера воздвигли на руинах книги цирк-шапито. Багира и Балу дебютировали в амплуа клоунов-недотеп. Питон Каа мутировал в коварного пакостника. Стадо бандар-логов превратилось в джаз-банду орангутана Короля Луи.

В общем, Джону Фавро достался от предшественника потрепанный зверинец, пара реприз и культ последнего изделия дедушки Уолта. Студия Walt Disney ставила перед постановщиком скромные технические задачи: добиться реалистичности персонажей, сохранить юмор и переложить сюжет о пасынке волков, вынужденном бежать из джунглей от самодура Шер-хана, на язык 3D-технологий. Фавро махнул за горизонт и переписал диснеевскую «Книгу джунглей» в духе киплинговских рассказов. 

Ориентиром для творческого подвига, судя по всему, послужили образы советского аниматора Романа Давыдова, выпустившего первый мультфильм про Маугли в том же 1967 году, а спустя шесть лет смонтировавшего из шести эпизодов полнометражную ленту. Монументальные образы выдающихся художников Александра Винокурова («Золотая антилопа», «Снежная королева») и Петра Репкина («Петух и краски», «Вовка в тридевятом царстве») легли на партитуру Софьи Губайдулиной и подняли суровый роман воспитания человеческого детеныша до эпических высот. Оскал Акелы, ухмылка Шер-хана, харизма Багиры стали графическим контуром образов Фавро, которые он дописывал и уплотнял оцифрованным хищным шармом. 

Итак, во время жестокой засухи изможденные обитатели джунглей собираются вокруг обмелевшего источника. Не осмеливаясь нарушить Водяное перемирие, тигр требует отдать ему человеческого детеныша — иначе через год он заберет его сам. Вожак волчьей стаи готов сражаться до последнего, но все понимают, что серые братья не смогут защитить малыша. И Багира (самец, как у Киплинга) берется вернуть Маугли в его родную деревню. Беглецов настигает Шер-хан. Разлучившись со спутником, детеныш едва спасается от Каа и встречает старика Балу. Медведь-хитрован заставляет Лягушонка добывать мед из осиных гнезд. Он показывает Маугли селение на дальнем берегу реки, но советует не спешить с возвращением к людям и жить — не тужить, ни в чем себе не отказывая. Однако бандар-логи не дремлют: похитив малыша, они доставляют его своему властелину. Король Луи обещает пленнику вечную дружбу и власть над джунглями в обмен на «красный цветок» — единственную вещь, которой боится Шер-хан... 

Народ джунглей вновь дорастает до заданных писателем былинных масштабов. Лютый враг выглядит непобедимым злодеем. Друзья выступают чуткими наставниками, готовыми спасать и помогать определиться с нравственным выбором. Правда, сколько приятелей — столько и мнений. Строгий Багира учит питомца жить в обществе, а не скакать по деревьям. Сибарит Балу — проявляя смекалку, брать от жизни все. Грозный Луи соблазняет неограниченной властью. 

Все эти нечеловеческие испытания сваливаются на плечи восьмилетнего, смахивающего на диснеевского Маугли, актера Нила Сетхи. Но там, где рисованный мальчик лишь гримасничает и таращит глазенки, живой Лягушонок дерзит и тормошит четвероногих партнеров.

Последние не уступают богатством эмоциональной жизни — каждый выписан с любовью, волосок к волоску (повадки четвероногих считаны с помощью технологии захвата движения и воспроизведены актерами для их анимированных персонажей). Бескрайние джунгли, любовно выращенные художником «Аватара» Эндрю Р. Джонсом, манят, пугают, пылают... От ленты Диснея остается в итоге лишь сюжетная канва, антраша Луи да Маугли, плывущий по сказочной реке на животе у Балу.