Савва, тебе-то это зачем?!

Алексей КОЛЕНСКИЙ

12.11.2015

На экранах российский 3D-анимационный блокбастер Макса Фадеева «Савва. Сердце воина».

Громадные гиены нападают на лесную деревушку и запирают жителей в клетку. Спастись удается лишь мальчику Савве. Поклявшись маме вернуться с подмогой, малыш скрывается в чаще и вскоре встречает белого волка Ангу. Когда-то его стая охраняла людей, но, нарушив табу, была проклята таинственным волшебником и тоже обрела человеческое обличье.

Именно волшебник может помочь мальчику и волку избавить их сородичей от напастей. Путь к живущему на горе чародею долог, труден и опасен — героям предстоит пересечь страну обезьян и, объединившись с племенем Анги, одержать победу в битве с приматами. По дороге к путешественникам присоединяются заплутавшие в лесу загадочные создания — король комаров, заколдованный полубарон-полумышь Фафл, неизвестный науке розовый зверь Пусик и принцесса болотного племени Нанти. Каждый верит, что волшебник решит все их проблемы, и, право слово, чародей не подведет отважных пилигримов...

Корней Чуковский утверждал: «Кинематограф есть песня, былина, сказка, причитание, заговор». Едва ли знакомый с этой сентенцией, Максим Фадеев соединил перечисленные элементы в одном коктейле, следуя принципу «смешать, но не взбалтывать». 


Кажется, более эклектичного ансамбля мировая анимация еще не знала. Самый шаблонный персонаж — Савва — срисован с героя «Как приручить дракона», волк забрел в сказку из аниме Миязаки, розовый Пусик будто бы сбежал из магазина Littlest Pet Shop, Фафл и комар смотрятся персонажами карикатуристов позапрошлого века. Как уживаются герои, автора не волнует — разношерстная компания взаимодействует лишь на вербальном уровне, то и дело теряя друг друга из вида... Они бы и рады разбежаться, да некуда — кругом шумит  детально анимированный лес, в котором зажигают настоящие звезды — обезьянья семейка и болотное племя. 

Песни, пляски, потасовки бесподобного кордебалета заставляют смириться с унылыми блужданиями и натужными шутками главных действующих лиц. У сплоченных групп сказочного населения есть лишь одно слабое звено: проклятые, полубезумные, обреченные на проигрыш вожди.

В итоге волшебник возвращает родичам Анги исходный образ и назначает его вождем стаи. Очеловечивает Фафла, а Савве предлагает посмотреться в зеркало, оценить собственный потенциал и отправиться на единоборство с предводителем гиен. Ни меча-кладенца, ни волшебного колечка или магического слова у «гудвина» для парня нет. Оттого-то его роль в финальной битве и освобождении деревни от супостатов сводится к акробатическим сальто-мортале. Формально гуттаперчевый мальчик выходит из передряги победителем. Фактически — остается никчемным инфантом, которого «делает» маячащая за его спиной фэнтезийная свита. 


Дебютировавший в полнометражной режиссуре продюсер, композитор и клипмейкер Максим Фадеев начал сочинять истории для своего сына Саввы двенадцать лет назад. Придумал больше ста новелл и, увлеченный собственным речепотоком, уплыл в сказочную страну, забыв рассказать ребенку главное — как стать большим и сильным, а заодно спасти мир. 

Для создания эффектного полнометражного аттракциона этого оказалось вполне достаточно. Жаль только, за заговоренного Савву и впредь будут отдуваться накачанные супермены и одержимые мессианством хоббиты.