В доме, где резной палисад

Татьяна УЛАНОВА

01.03.2013

Можно только предполагать, сколько музеев, посвященных Сталину, было открыто в СССР при его жизни и сразу после смерти. Сегодня в России их не более десятка, некоторые появились уже в ХХI веке.

Наш спецкор отправилась в «Вологодскую ссылку».


«СКВЕРНОЙ УМНОЙ ПОЛЕ ОТ ЧУДАКА ИОСИФА»

Домик-музей И.В. Сталина на нынешней улице Марии Ульяновой открыли в 1937-м. Здесь Джугашвили жил с 29 декабря 1911 по 7 февраля 1912 года (по старому стилю).

Ссылали революционера шесть раз. Три срока он отбывал в «подстоличной Сибири», как называли Вологду. Впервые попал сюда в сентябре 1908-го. Отсидел в местном централе и отправился на поселение в Сольвычегодск, по дороге переболев возвратной оспой.

Именно с берега Вычегды Джугашвили посылает в ЦК партии судьбоносное письмо, в котором Ленина называет «умным мужиком», знающим, «где раки зимуют», а Троцкого — «тухлой беспринципностью». Реакция Ленина молниеносная — В.И. приглашает И.В. на работу в ЦК. И обещает зарплату в 50 рублей. Заманчивая перспектива заставляет грузинского революционера предпринять очередную попытку бежать. Но план проваливается: 70 рублей, посланные Лениным на организацию побега, исчезают...

Сольвычегодск, к слову, Сталин будет помнить всю жизнь. Долгое время он жил здесь в доме Марии Кузаковой, которая спустя несколько месяцев после отъезда постояльца родила сына Костю... И хотя споры о его близком родстве со Сталиным продолжаются (от генетической экспертизы Кузаков отказался), стремительное восхождение по карьерной лестнице мальчика из глухой провинции объяснить чем-то иным сложно. В 1947 году в отделе пропаганды ЦК партии, где работал Кузаков, случилась чистка. Он тоже был бы арестован, если бы не Сталин. Вождь лично вычеркнул его — единственного — из списка. В 70-е Константин Кузаков занимал высокие посты на телевидении, потом стал пенсионером всесоюзного значения и отошел в мир иной в 1996-м.

Но вернемся в Вологду. Джугашвили несколько раз менял здесь квартиры. Однако «домиком Сталина» суждено было стать только срубу, второй этаж которого арендовала семья бывшего жандарма: он, жена, их дочь с пятилетним ребенком и деревенская родственница Соня Крюкова 15 лет от роду, приглашенная для помощи по хозяйству. Ссыльному Иосифу выделили проходную комнату с умывальником. Изысканностью интерьер, восстановленный в 1937 году благодаря Соне, не отличался. Кровать, чемодан, столик, табуретка, керосинка — вот и вся обстановка. Не считая прикрытой рушником Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Жандарм, даром что бывший, намеренно повесил в угол икону. Под предлогом помолиться он ежедневно заходил в комнату постояльца и перетряхивал его нехитрое имущество.

Проводить время здесь Иосиф не любил — русская печь топилась постоянно (на ней готовили, разогревали, сушили валенки и онучи), воздух был тяжелым. В 9-10 утра И.В. уходил из дома и в 11 вечера возвращался, чтобы еще час-другой почитать. Когда в 1937-м открылся музей, посетители увидели на столе Джугашвили педагогические сочинения Льва Толстого, томики Салтыкова-Щедрина... Книги он брал за небольшую плату в библиотеке — сразу штук по двадцать. И прочитывал до 500 страниц в день.

Но самообразование было не единственным хобби грузинского революционера. С не меньшим удовольствием посещал он магазин кавказских вин. И был завсегдатаем кабаков, где, как сам вспоминал, сиживал с друзьями — местными уголовниками. Прицепят они золотой на заснеженное окно, половые увидят, что у ребят деньги есть, и тут как тут: «Чего изволите?»

На какие средства шиковал Иосиф, до сих пор остается загадкой. Чтобы ссыльный крестьянин (таково было социальное положение будущего Сталина) не умер с голоду, царское правительство выплачивало ему ежемесячно «семь сорок», из них трешку он отдавал за комнату. К слову, Молотов, окончивший в реальном училище 6 классов из 7, получал 11, дворянка Мария Ульянова — 18 рублей «кормовых». Килограмм сливочного масла стоил 70 – 90 копеек, рабочие зарабатывали рублей по 20, учительница в городской гимназии — до 70.

А ведь у Джугашвили была еще зазноба — невеста Петра Чижикова, с которым он познакомился несколько лет назад на этапе. В 1911-м Чижиков работает приказчиком, много разъезжает. И его девушка Полина Онуфриева скрашивает одиночество в обществе Джугашвили. Филеры фиксируют: куда заходили, сколько часов провели вместе... Перед побегом Иосиф дарит Полине книгу о западно-европейском искусстве, и одну из картинок подписывает: «Скверной Умной Поле от Чудака Иосифа». Чуть позже присылает фривольную открытку. Но знакомством со Сталиным «умная Поля» не воспользуется...

«ДЕНЬГИ ИЩИТЕ САМИ!»

В 1953 году домик Сталина был преобразован в Музей ссылки большевиков. А в 1956-м прекратил существование. На протяжении полувека здание переходило от одной организации к другой. Пока не начало разрушаться. Буквально на глазах тогдашнего главы области Вячеслава Позгалева — окна его рабочего кабинета выходили аккурат на двухэтажный сруб. Не дожидаясь, пока он рухнет, губернатор принял решение о реставрации дома и возвращении экспозиции. Никакого общественного движения навстречу не было. Но в декабре 2006 года в единственном нынче в этом микрорайоне деревянном доме открылся музей «Вологодская ссылка» (как филиал Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника) и мемориальная квартира с восковой фигурой Сталина. Коммунисты пытались инициировать восстановление памятника — поддержки не нашли. И КПРФ, и «Суть времени» Кургиняна выходили с просьбами о проведении на территории музея митингов и прочих политических мероприятий. Руководство «...ссылки» — против. Все акции проходят только на улице, с согласия администрации города. Причем без эксцессов.

— Интерес к музею есть, но вниманием мы не избалованы, — говорит заведующий музеем, археолог с 30-летним стажем Иван Никитинский. — Все гости прежнего губернатора непременно бывали здесь. Приезжают и обычные туристы из Москвы, Питера, Ярославля. Иногда целыми автобусами. Но сказать, что наш филиал входит в обязательную программу посещений, было бы неправдой. Как правило, у нас бывает две-три тысячи человек в год. В основном — школьники и студенты, для которых экскурсии являются частью региональной образовательной программы. Мы же говорим не столько о Сталине, сколько о культуре и истории Вологды ХIХ – начала ХХ столетия, когда через наш край прошло от 12 до 15 тысяч ссыльных. И кроме Джугашвили было немало известных персонажей.

К слову, почти 60% экскурсантов считают, что Сталин — личность скорее положительная, чем отрицательная. Вологжане относятся к нему с интересом, без ненависти.

— Сталин — политическая фигура мирового уровня, — комментирует Никитинский. — Его пребывание на Вологодчине — страница нашей истории. А музей — исторический памятник. Слава Богу, жители это понимают.

Недавно прошла масштабная выставка подарков. За последние два-три года вологжане принесли в музей немало экспонатов: землицу из Гори, бюстик вождя из заброшенного деревенского дома, граммофонные пластинки с речами («Теперь бы еще проигрывающее устройство!» — мечтает заведующий), собрание сочинений, фото «Сталин и Молотов в Кремле в 1927 году»…

— Сам я ездил по городу и снимал дома ссыльных, — рассказывает Иван Федорович. — Уже собрал приличный материал, а показывать не на чем — ноутбука в музее нет. Однажды устроил презентацию — выпросил компьютер у дочери. Да что там, книжные полки не на что купить. В последнее время ведь какая установка? «Ищите деньги сами!..» А где искать?

— Год назад в музее в роли себя самого снимался Пьер Ришар. Наверняка хорошо заплатил за возможность «побеседовать» со Сталиным?

— Филиал дивидендов не получил. Разве что небольшую рекламу. Мои предшественники пытались что-то придумывать — устраивали мини-спектакли по произведениям ссыльных, уличные шоу с привлечением ресторанов. Но невыгодно это. Ни музею, ни участникам. И то, что за шесть лет я — уже третий руководитель «...ссылки», согласитесь, говорит о многом. Одной сталинской темой музейных планов ни по доходам, ни по экскурсиям не выполнить. Приходится крутиться: летом лично дежурю в Софийском соборе и на колокольне, провожу экскурсии, мероприятия в школах. В мае – июне обычно туристический поток. Потом — затишье. В сентябре — всплеск. Ну, а зимой, сами понимаете... Не до экскурсий.

Это правда — в субботний февральский день я не встретила в музее ни одного посетителя. Да и сотрудников — раз-два и обчелся: Иван Федорович — в одном лице заведующий и экскурсовод, плюс смотритель, кассир, дворник. Один мужчина-пенсионер и три женщины примерно такого же возраста. А что будет с музеем, если все они вдруг решат уйти на заслуженный отдых?

— Не волнуйтесь! — улыбается заведующий. — Резерв есть! Но вообще-то женщины уже несколько лет здесь трудятся. И уходить не планируют. Как и я, впрочем. Работа мне нравится. Да и семья немаленькая — надо кормить.

Прокормить семью можно. Если сложить пенсию и зарплату заведующего в 10-12 тысяч рублей. Смотрительнице сложнее — ее доход около 5000. Но даже за эти деньги всегда найдутся пенсионерки, готовые подработать в одном из филиалов Вологодского музея-заповедника. Особенно зимой, когда нет дач-огородов. В принципе, слово «выживание» сегодня — это о провинции в целом. И о музеях, и о людях. Но Сталин здесь совершенно ни при чем.


«О ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ!»

В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника хранятся уникальные экспонаты — стенгазеты, выпущенные в 1953 году на смерть Сталина, а также письма в редакцию газеты «Сталинская молодежь». Например, от комсомольцев и молодежи Грязовецкой МТС: «...И даже в эти дни, когда скорбит вся (страна) земля, мы… не допустим растерянности и слабости… Окажем действенную помощь колхозам… по перевозке кормов для животноводства, семян для весеннего сева и вывозке навоза и минеральных удобрений... Обеспечим проведение весеннего сева в… 20 календарных дней...»

Некоторые из вологжан, скорбевших по «родному Сталину», живы и сегодня. Заслуженному учителю России Владимиру Васильевичу Спирину — 75. А весной 1953-го он учился в 8 классе. И вел дневник:

«5 МАРТА

...По радио играет печальная музыка и передают бюллетени о здоровье т. Сталина И.В. Состояние... напряженное.

6 МАРТА

...В 6 часов утра... передали печальное известие, что 5 марта в 9 часов 50 минут скончался Великий вождь... Спрашивали по литературе, но я не мог отвечать. О черный день! Ты вырвал из наших рядов самого дорогого…

9 МАРТА

...Похороны т. Сталина И.В. Отменена учеба... В 12 часов замерла на 5 минут страна... Мама ходила со своими ученицами в домик-музей И.В. Сталина. Мы с ребятами тоже сходили. Музей нам понравился. Слева разбит сквер, в котором стояла на постаменте скульптура вождя во весь рост. Мой день рождения 27 марта. Отец подарил мне заранее книгу «Детство и отрочество Сталина И.В.» в память о вожде».