«Хочется, чтобы реставраторы стали важной составляющей отрасли»

Татьяна ФИЛИППОВА

15.02.2023

«Хочется, чтобы реставраторы стали важной составляющей отрасли»

Министр культуры РФ Ольга Любимова встретилась с руководителями крупнейших музеев страны, чтобы поговорить о проблемах реставрации, обсудить самые значимые проекты и задачи, стоящие перед реставраторами.

— Хотелось впервые встретиться всем вместе в каком-то уникальном пространстве, — объяснила министр культуры выбор места встречи.

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика Грабаря — место уникальное во всех отношениях. Во-первых, это старейшее реставрационное учреждение России — центр был создан 10 июня 1918 года по инициативе Игоря Грабаря, художника, художественного критика и историка искусства при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса.

Во-вторых, здание, в котором сейчас находится Центр имени Грабаря, входит в комплекс, разработанный и построенный для ЦАГИ — Центрального аэрогидродинамического института, в котором работали отцы русской авиационной промышленности: Жуковский, Королев, Туполев. Кроме исторической ценности комплекс имеет и архитектурную — это прекрасный образец конструктивизма.

Центр Грабаря тесно сотрудничает с отечественным и международным музейным сообществом, его сотрудники проводят обследование и реставрацию музейных экспозиций и фондов, принимают на стажировку музейных реставраторов и хранителей, но общую встречу лидеров реставрационного дела Министерство культуры организовало впервые.

— В этом зале собрались лидеры отрасли, в которой работают более десяти тысяч уникальных специалистов, — сказала Ольга Любимова. — Иногда эти люди трудились вопреки, а хочется, чтобы благодаря, чтобы те, кто выбирает эту профессию, понимали, что их очень ждут, их не хватает, что они будут не романтиками, которые занимаются любимым делом и за это их нужно простить, а очень востребованными людьми, важной составляющей отрасли, без которой мы не можем представить будущее в музейном деле.

В своем докладе министр упомянула наиболее важные свершения российских реставраторов, пообещав, что директора музеев расскажут о них более подробно. Первым получил слово директор Центра Грабаря Дмитрий Сергеев, который обрисовал масштаб работы реставраторов.

— С моей точки зрения, реставрация является основой сохранения культурного наследия, — сказал руководитель главного реставрационного центра страны. — Если мы представим себе масштаб коллекции, которая входит в состав государственной части музейного фонда РФ, а он превышает 72 миллиона предметов, вы понимаете, что это работа практически бесконечная.

Одна из задач, которую нам предстоит решить, — создание полноценного корпуса реставраторов, которые могли бы работать самостоятельно практически в каждом музее.

Обозначив главную задачу реставрационной отрасли, директор Центра Грабаря предложил и один из шагов, которые необходимо сделать для ее решения.

— Я предлагаю учредить звание почетного реставратора. Если мы сможем утвердить такое звание, это будет мощным стимулом для многих поколений наших коллег.

Дальше слово получила Елена Гагарина, рассказавшая о самых ярких работах реставраторов Музеев Кремля. Среди них шлем, подаренный царю Федору Иоанновичу польским королем Сигизмундом III в 1591 году, — по словам директора Музеев Кремля, он поступил в реставрацию почти в археологическом состоянии и с помощью новейших реставрационных технологий был возвращен к жизни.

С помощью авторских методик, разработанных кремлевскими реставраторами, был возвращен к жизни также стеклянный холодильник работы Франца Гонделаха, который был подарен Петру Первому королем Дании Фредериком IV и находился в его личных покоях.

Музеи Кремля отреставрировали и алмазные венцы юных правителей России Петра Алексеевича и Ивана Алексеевича, а также корону Анны Иоанновны. В конце прошлого года поступило в работу венчальное платье Екатерины Второй — по словам Елены Гагариной, это памятник, который приводит в восторг всех посетителей. Еще одна работа, которой гордится директор Музеев Московского Кремля, — это восьмисерийный фильм «Сокровища Московского Кремля», который недавно вышел на телеканале «Культура», он позволяет увидеть работу реставраторов.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, рассказал, что работа реставраторов в последние несколько лет изменила экспозицию музея. Благодаря этой работе появилась выставка «Линия Рафаэля» — оказалось, что под записями девятнадцатого века скрываются фрески художников школы Рафаэля. Еще одно открытие, столь же замечательное, было сделано в отношении нидерландской живописи.

— Поскольку в 1930-х годах наше правительство продало полотно ван Эйка «Благовещение», мы считали, что у нас слабая коллекция, но благодаря настойчивости реставраторов, которые одну за другой стали доставать картины и чистить, оказалось, что у нас вполне приличная коллекция нидерландской живописи, достойная Эрмитажа.

Пиотровский отметил и работу отечественных реставраторов над памятниками из Пальмиры, поврежденными во время военных конфликтов в Сирии. Пальмирские погребальные рельефы были привезены для реставрации в национальный музей Омана, где их целостность восстанавливали специалисты Эрмитажа.

О своих лучших практиках рассказала и Елена Богданова, директор музея-заповедника «Кижи», где работают лучшие в мире реставраторы деревянного зодчества. В Кижах организованы единственные в стране международные курсы, в которых приняли участие специалисты по сохранению наследия из 20 стран: от Шри-Ланки до Аргентины. В 2021 году завершилась реставрация церкви Преображения, которая длилась 40 лет, но позволила реставраторам приобрести уникальный опыт и разработать собственные методики, которыми они готовы поделиться с коллегами.

Есть уникальный опыт в реставрации и у Государственного исторического музея, который только что открыл в качестве реэкспозиции свою Золотую кладовую — хранилище потрясающих раритетов. Для этой выставки была проведена реставрация около 200 памятников. У ГИМа впереди большая работа, потому что он выполняет задание по созданию Музея российского казачества, который будет расположен неподалеку от Новодевичьего монастыря. Как сообщил собравшимся директор музея Алексей Левыкин, уже идут переговоры с партнерами о проведении комплекса реставрационных работ для создания экспозиции нового музея.

Директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда напомнил о том, что библиотечный фонд — это примерно 880 миллионов документов, и 9 миллионов из них нуждаются в реставрации. Точность этих цифр Ленинская библиотека подтверждает — за годы пандемии ее сотрудники провели масштабное исследование состояния библиотечных фондов. Вывод: необходим национальный центр сохранности документов на базе Ленинки. У нее все неплохо: в прошлом году открылись два филиала, в Рязани и Нижнем Новгороде, попечители библиотеки за два года внесли 25 миллионов рублей.

Фотографии: Телеграм-канал Ольги Любимовой